Когда мне редактор газеты Абаш Абашилов с укоризной сказал, что за 12 лет пребывания в Дагестане я должна бы давно выучить аварский язык, я засмущалась и мысленно задала себе вопрос: а у кого бы я смогла быстро выучить аварский язык? |
Перед глазами сразу появилась высокая, стройная, очень спокойная учительница из Махачкалинской гимназии №13 Саният Муртазалиевна Гаджиева – отличник просвещения Российской Федерации, заслуженный учитель Республики Дагестан. Я как-то сидела на её уроке, который проходил в виде игры, и он меня захватил. Я вместе с детьми хором отвечала на её вопросы, хотя они произносились на аварском языке. После уроков мы задержались в классе.
— Саният Муртазалиевна, зачем изучать родной язык, если на нем не всегда приходится общаться? К примеру, уедет парень в большой российский город, женится, заведёт семью и забудет родной язык.
— Вы не правы. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве. Развитие речи связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Учёный, психолог Лев Семёнович Выготский пришёл к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи, которая перестраивает всю его психику, всю его деятельность».
Если ребёнок не может прочитать на аварском языке поэзию Расула Гамзатова, то он не сможет в полной мере оценить его талант.
Обучение родному языку помогает решать также задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.
Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания.
— Расскажите немного о себе.
— Я училась в Буйнакской школе №4 имени Юрия Гагарина и училась увлечённо, с большой охотой. У нас был прекрасный учитель немецкого языка Алил Нурутдинович Давыдов, который мне сказал, что у меня способности к изучению иностранных языков. У меня до сих пор цепкая память, я всех своих учителей помню по именам и фамилиям.
После десятого класса поступала в педагогический институт, но не добрала нужного балла и… в октябре поехала в Буйнакское педагогическое училище, директором которого была потрясающая женщина Елизавета Саввична Балковая. Хотя я опоздала к началу учебного года, но с теми оценками, какие я получила при поступлении в институт, меня сразу приняли. После окончания училища по направлению приехала учить детишек в Махачкалинскую школу №13, директором которой тогда был Николай Ильич Чиненный. Вот с тех пор, а это уже почти сорок лет, я учительствую в этой гимназии.
По настоянию Николая Ильича окончила заочно филологическое отделение педагогического вуза.
— Саният Муртазалиевна, обычно принято считать, что учительские дети предоставлены самим себе, так как на них уже не остаётся любви и терпения, ведь основное время учитель проводит среди своих учеников.
— Не могу с этим согласиться, поскольку в наших с мужем семьях – сплошные учителя. Мой муж Даци Магомедович всего себя отдает педагогике. Всегда с улыбкой, в приподнятом настроении. В шесть утра совершает гимнастику, пробежки, меня и сына ругает за леность.
В нашей семье принято всегда трудиться. Я ни одного дня не была на больничном.
Дети, а их в нашей семье трое, нас называют ярыми коммунистами, которые за идею отдадут свои жизни. И сами же нами гордятся.
Я знаю цену словам, а слово – это цветы, поэтому ни разу в жизни не испачкала свою речь ни одним грязным оскорблением. Даже дураком никогда никого не обозвала.
Прекрасно понимаю, что язык и речь выполняют следующие функции: социальные, интеллектуальные и личностные (приобщение к культурным, историческим ценностям). Поэтому к своим ученикам отношусь с большим уважением, ведь они быстро растут, взрослеют и становятся гражданами нашей большой страны. Дети не должны бояться своих учителей, они их могут только любить и уважать, поэтому в школу без хорошего настроения не ходят.
— О вас ваши коллеги говорят как о кристально честном человеке.
— Я глубоко верующая и не желаю Всевышнего огорчать своими нехорошими поступками. Честность должна быть на первом месте. Как сказал кто-то из мудрых: начинайте жизнь с конца, оставьте после себя хорошую память.
Наш семейный девиз: не бояться никакой работы. Мой муж смеётся: женщина должна высоко держать тухумно-хинкальное знамя, поэтому я всё умею делать, везде успеваю.
— Я обратила внимание на такой факт: перед тем, как закончить урок, вы спрашиваете учеников, понравился ли им урок, что бы они хотели услышать на следующем занятии? Проводя такие опросы, какую цель ставите перед собой?
— Во-первых, ребенок не является сторонним наблюдателем, он вовлечён в учебный процесс полностью. Во-вторых, учится анализировать и мыслить логически. В-третьих, учится предлагать что-то новое, еще не изученное.
Говоря научными словами, язык здесь выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной функцией речи.
Язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека, осознания человеком собственного «Я».
Я привлекаю внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым стараюсь заложить основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
Как тут не вспомнить великого Льва Николаевича Толстого, который был убеждён в том, что слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом же можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Нужно беречься такого слова, которое разъединяет людей. И этому я учу детей, и не только на родном языке.
Вера Львова, фото автора