22 августа 1941 года пароходства «Каспфлот» и «Касптанкер» получили приказ сконцентрировать в Бакинском порту группу судов, вооруженных зенитными орудиями и пулеметами, для перевозки войск. Среди них был и пассажирский теплоход-экспресс «Дагестан».
Утром 24 августа началась погрузка кавалерийских частей, артиллерии, различной военной техники. В 2 часа ночи 25 августа суда приняли штаб десантных войск, личный состав подразделений и походный госпиталь. К рассвету суда под охраной канонерских лодок, катеров и морских охотников вышли в море. Шли на максимальной скорости, опасались налетов на конвой.
Прибыли к пункту назначения утром 25 августа. Выгрузку пришлось вести в почти необорудованных местах, суда встали к берегу, коснувшись форштевнем грунта. Передвижения советских войск к берегам Северного Ирана для фашистов не остались незамеченными: когда началась выгрузка, в воздухе появились 12 «юнкерсов». Они собирались атаковать десант. Морские охотники открыли по бомбардировщикам огонь, и самолеты, беспорядочно сбросив с большой высоты бомбы, скрылись в облаках. Высадка десанта успешно закончилась, советские войска прикрыли с юга подходы к бакинской нефти. Экипажам судов, самоотверженно работавшим над выполнением этого ответственного задания, военное командование объявило благодарность. Среди отмеченных в приказе – капитан теплохода «Дагестан» П. Пуговкин, старший механик теплохода К. Яшин, боцман С. Желтов и другие махачкалинцы.
Гигантское сражение, развернувшееся от Северного Ледовитого океана до Черного моря, ежедневно требовало огромного количества вооружения и боеприпасов. Особенно острую необходимость в снарядах, самолетах и танках фронт испытывал осенью и зимой, когда военно-промышленная база в восточных районах страны только создавалась. По решению ГКО (Государственного Комитета Обороны) с 21 октября 1941 года один из цехов судоремзавода (мастерские) перешел на изготовление вооружения и боеприпасов. Многие виды боеприпасов изготавливались усилиями нескольких предприятий. Например, Махачкалинский ремонтно-механический завод отливал корпуса 50-миллиметровых осколочных мин и изготавливал стабилизаторы к этим минам, а в мастерских порта вели обработку корпусов мин и делали перья для стабилизаторов. Предприятия Махачкалы к этому времени пополнились высококвалифицированными инженерно-техническими работниками за счет эвакуированного персонала судоремонтных заводов Одессы и Мариуполя.
Война требовала от оставшихся в тылу большого напряжения сил. Бригады грузчиков Л. Абдуллаева, К. Елисеева, А. Мехтиева, М. Джалилова, Н. Гончарова значительно повысили производительность труда и ежедневно перевыполняли производственные нормы. Почин передовиков поддержали механизаторы И. Хребтов, М. Гусейнов и другие. Экипаж теплохода «Дагестан» (капитан П. Пуговкин, парторг А. Джангиров) перевыполнял планы перевозки пассажиров и грузов и несколько месяцев подряд держал переходящее Красное знамя пароходства. Портовики верили, что своим ударным трудом помогают Красной Армии громить врага.
Морской порт выступил инициатором создания фонда обороны. Это начинание поддержали крупные предприятия Махачкалы – фабрика им. III Интернационала и рыбоконсервный завод. Потом вся республика включилась в это патриотическое движение. Слесарь А. Алешук, начальник порта И. Фомин, главный инженер А. Недосекин, главный диспетчер А. Крапивин первыми перечислили в фонд обороны свои двухнедельные заработки.
По инициативе домохозяек – жен портовиков были созданы бригады белошвеек. По заказу швейной фабрики О. Фомина, Е. Саенко, М. Максимова, Е. Ершова шили белье для фронтовиков, а свои заработки передавали в фонд обороны.
К сентябрю поток грузов через порты настолько вырос, что к перевозкам пришлось привлечь не только все транспортные средства, находившиеся на плаву. Приказом «Каспфлота» от 15 сентября даже суда, предназначенные на слом и выведенные из эксплуатации, были срочно для ремонта поставлены к заводским стенкам. Все доки и основные цеха судоремонтного завода перешли на круглосуточную работу. Скоро одно за другим ранее списанные суда, получив новую жизнь, возвращались в состав действующего флота и отправлялись в нелегкие рейсы.
Самоотверженно трудились и моряки технического флота. Они получили задание срочно готовить порт к приему крупнотоннажных судов, которые должны были вывести из Махачкалы крупногабаритное и тяжелое оборудование завода Наркомморфлота. Экипаж землечерпалки «Ленкорань» производил дноуглубительные работы в гавани круглосуточно, даже во время воздушных налетов. Когда каналы для прохода транспорта были готовы и суда встали под погрузку, земснаряд своими мощными стрелами помогал грузить тяжелые станки. Через несколько часов экипаж земснаряда получил новое задание. Но чтобы выйти к месту работы, нужен был буксировщик, а ждать его не было времени. Тогда экипаж принял решение идти в штормовое море своим ходом. За проявленное мужество и успешное выполнение заданий правительство наградило большую группу дноуглубителей. Багермейстер П. Лексутов был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
В конце лета Махачкала превратилась в прифронтовой город. Улицы ощетинились противотанковыми ежами. Все чаще звучали сирены воздушной тревоги: «хейнкели» и «юнкерсы» залетали в небо Дагестана. 29 августа немецкий самолет обстрелял окрестности Хасавюрта, а спустя несколько минут он появился над Махачкалой и сбросил над городом три осколочные бомбы: погибли 6 человек, ранены 21, повреждено здание городской телефонной станции. 6 сентября новый налет, фугас упал недалеко от Наркомата внутренних дел: погиб один красноармеец, несколько горожан ранены. 10 сентября две авиабомбы были сброшены на перегоне станции Темиргое – разъезд Пельтиевск, в 27 километрах севернее Махачкалы. 11 сентября «хейнкель» сбрасывает авиабомбы вблизи расположения военной части в Махачкале: убито четверо и ранено пятеро красноармейцев. 24 сентября фашистские бомбардировщики появились над территорией завода №182 (ныне «Дагдизель» в Каспийске) и тут же попали под массированный обстрел наших зенитчиков ПВО. Беспорядочно разбросав бомбы и не причинив заводу и жилым строениям большого вреда, самолеты поспешно ретировались.
(Продолжение следует).
Алик АБДУЛГАМИДОВ,
помощник генерального
директора Махачкалинского
морского торгового порта