(Продолжение.
Начало в предыдущих номерах).
«Все для фронта, все для победы!»
После Нового года на воротах порта появился новый плакат: боец Красной Армии встречал каждого уходящего с работы портовика вопросом «Что ты сделал сегодня для фронта?» На рабочих местах уже давно висели боевые листки, которые напоминали, что «Самоотверженный труд в тылу – помощь героям-фронтовикам!»
В 1942 году Махачкалинский порт оказался в полосе главного удара немецко-фашистских войск на Кавказском направлении, он стал фронтовым. Коллектив порта работал круглосуточно. Он обеспечивал бесперебойную перевозку военных грузов, доставлял на фронт воинские подразделения и военную технику, а для оборонной промышленности – сырье и топливо. Кроме этих ответственных задач, порт продолжал осуществлять большой объем и других народнохозяйственных перевозок.
Суровые морозы до марта сковали льдом подходы к Махачкалинскому порту. Груженные военными грузами суда «Москва», «Батум», «Карл Маркс» и другие оказались затертыми льдами. Им на помощь спешили мощные буксиры и освобождали из ледового «плена».
Несмотря на неблагоприятные погодные условия, работа в порту не прекращалась. Экипажи судов продолжали трудные ледовые рейсы. В длинные зимние ночи они плавали в сложной навигационной обстановке, при погашенных маяках и без ходовых огней. Бывший начальник «Касптанкера» М. Рагимов в своих воспоминаниях пишет: «Суда ходили без единого светового сигнала. Не было огней ни в портах, ни на рейдах. Шли, как говорится, на ощупь, используя опыт и интуицию. Люди по двое суток бессменно несли тяжелые вахты… Порой, глядя на усталые, изнуренные лица людей, я удивлялся, откуда у них столько силы, выносливости и упорства».
Нередко суда от интенсивной эксплуатации ломались прямо в рейсе. И ремонт, который до войны выполнялся только в заводских условиях, сейчас выполнял экипаж прямо в море. На льду устанавливали горн, два вентилятора, подводили ток с теплохода, а сверху натягивали парус: «кузница» готова. Рядом же создавали малярный, слесарный, деревообделочный и токарный цеха. Так появлялся «судоремонтный завод» на льду. Котельщик становился кузнецом, боцман и штурвальные корпусниками. Работали в мороз, без элементарных удобств, даже пресную воду получали, растопив лед в баках. После экстремального ремонта – снова в путь: на фронте ждут вооружение, боеприпасы, горючее.
Весной 1942 года Махачкалинский порт стал главными тыловыми морскими воротами Северного Кавказа, к западной части региона уже вплотную продвинулась линия фронта. Через Махачкалу эвакуировалось промышленное оборудование из прифронтовых районов и шло снабжение войск, оборонявших Кавказ. В те дни газета «Дагестанская правда» призывала горцев мобилизовать на борьбу с врагом все ресурсы: «Сейчас нет мирных профессий. Все должны работать для фронта. Каждая невыполненная норма – это тоже шаг назад! Ни шагу назад! – это относится не только к бойцам на фронте».
Газета сообщает, что «в цехах механических мастерских создана комсомольско-молодежная фронтовая бригада, которая изготавливает боеприпасы. В ней только молодые ребята, некоторым нет и 17 лет. Борис Маликов, Георгий Тананыкин, Григорий Яцуков, Николай Елисеев, Петр Серветник, Константин Сапаров – ровесники по возрасту и по трудовому стажу. Но, несмотря на свою молодость, они с мастером Николаем Костриковым за короткое время освоили токарный станок, помогают друг другу оттачивать мастерство. Теперь молодые рабочие — токари первого разряда выполняют работу, которая расценивается по пятому разряду, почти все стали двухсотниками. Члены фронтовой бригады обязались каждый трудиться за двоих и троих, дать отличную продукцию фронту и выполнить февральский план к 23 февраля». Мастер Н. Костриков был награжден медалью «За трудовую доблесть».
Задания ГКО «Каспфлоту» следовали одно за другим, и каждое из них требовали выполнить в сжатые сроки. 1 марта ГКО обязал флот увеличить объемы перевозки продовольствия и фуража частям Красной Армии. 28 марта поступило новое срочное задание: перебросить по морю из Красноводска в Иран армию Андерса – более 75 тысяч польских солдат и офицеров. Это польское воинское формирование было создано в 1941 — 1942 годах на территории СССР по соглашению между советским правительством и польским правительством в изгнании из польских граждан, находившихся на территории СССР: беженцев, интернированных военнослужащих польской армии и амнистированных заключённых.
После завершения формирования польских воинских подразделений их командование во главе с генералом Владиславом Андерсом отказалось от совместной с Красной Армией борьбы против немецких войск. Тогда было решено поляков эвакуировать из СССР. Пассажирских судов не хватало, и к перевозке польских частей привлекли крупные танкеры. Иранские порты не были приспособлены к приему таких крупнотоннажных судов, их разгрузку пришлось осуществлять на рейде с помощью малых судов. Эвакуация «армии Андерса» в Иран проходила весной — летом 1942 года и была завершена к 1 сентября. К тому моменту эта армия получила официальное название «Польской Армии на Востоке».
Дислоцировались поляки сначала в Ираке, потом в Палестине и Египте, а с декабря по апрель 1944 года были переброшены в Италию. Большая часть польских солдат и офицеров покинула армию Андерса и осталась в СССР: они вместе с Красной Армией вели борьбу с фашистской Германией.
20 марта 1942 года на имя начальника Каспийского пароходства из Москвы поступила очередная государственная телеграмма. Народный комиссар морского флота сообщил, что «Каспфлоту» поручена доставка из портов Ирана 120 тыс. тонн грузов. Для выполнения задания привлекли морской транспорт Махачкалинского порта. Танки, порох, высокооктановый бензин, химикаты, каучук, консервы, трубы, рельсы, листовой и цветной металл и различное оборудование из портов Бендер-Шах, Ноушехер и Пехлеви доставили в Махачкалу, Красноводск и Баку.
26 апреля 1942 года ГКО потребовал в кратчайший срок вывести запасы горючего из Грозного: немцы чуть ли не в пригороде. Портовики срочно привели в порядок причалы для приема нефтеналивных судов и их быстрейшей обработки. Подписан договор комплексного соревнования между моряками, нефтяниками и железнодорожниками. Одновременно принято решение обкома о направлении в порт 300 грузчиков из районов республики. Коллектив Махачкалинского порта успешно закончил майский план отгрузки нефтепродуктов. Как писали тогда газеты, «образцы самоотверженного труда показали бригады тт. Мехтиева, Мозолевского, Пустоваловой, Пришутовой и др. Лучше стали работать бригады грузчиков, пришедших из колхозов Дагестана».
15 мая ГКО предписал срочно перевезти из Махачкалы в Красноводск 15 тысяч тонн зерна. Специализированных судов по-прежнему не хватало, и зерно пришлось перевезти в грунтовозных шаландах.
Ухудшение обстановки на южном участке советско-германского фронта летом 1942 года привело к более значительному, чем раньше, увеличению потока эвакогрузов и населения. В работе портовиков и железнодорожников появились сбои. Под выгрузкой в порту по несколько суток простаивают вагоны. 24 июня в порту состоялась встреча участников комплексного соревнования – железнодорожников, портовиков и моряков. Итоги двухдекадной работы показали, что в порту также плохо организована встреча судов, особенно в ночное время. Решено работать единым графиком: портовики, занятые на грузовых операциях, будут работать в единую смену с работниками станции.
29 июля 1942 года начальник «Каспфлота» докладывал Народному комиссару морского флота: «В портах создалось исключительно тяжелое положение в связи с большим накоплением грузов, подлежащих отправке. В Баку сосредоточено 30650 тонн и в Красноводске для отправки по железной дороге 16064 тонн. В Махачкалинский порт бесперебойно поступает зерно. Орджоникидзевская железная дорога отправила через Баку 220 вагонов оборудования Грозненской ГЭС. Из Махачкалы идет 400 вагонов оборудования Шахтинской ГРЭС. Порты Ирана, Махачкала, частично Астрахань работают исключительно по перевалке грузов на Красноводск. Ашхабадская железная дорога систематически не выполняет плана подачи вагонов, превращает суда в плавучие склады…»
(Продолжение следует).
Алик АБДУЛГАМИДОВ,
помощник генерального
директора Махачкалинского
морского торгового порта