Год закончился, и законодатель не дремлет. Тысячи трудолюбивых банковских служащих работали специально для вас и выдали под Новый год новую инициативу, касающуюся автовладельцев (наберите побольше воздуха в легкие, друзья). Центральный банк России, ведомый Эльвирой Набиуллиной, предлагает нам в 2019 году перейти на новые тарифы ОСАГО. До полноценного закона (высеченного на камне и граните) дело еще не дошло, но мы предлагаем подготовиться уже сейчас. Что ждет обладателей хищных «приор», такси и даже дагестанских трактористов с введением новых тарифов ОСАГО?
Итак, дорогой друг! Что нужно знать в первую очередь? Пожалуй, то, что все затевалось не благодаря, а вопреки. Иначе говоря, нужда заставила. Ушлые дагестанские юристы и автолюбители нашли-таки «тысячу и одну лазейку» и вышли на такие умопомрачительные цифры по выплатам ОСАГО в отдельно взятом регионе, что попали в официальную статистку Центрального банка и Российского союза автостраховщиков. ЦБ РФ разослал во все регионы страны воронов с письмами о том, что Дагестан во II квартале 2018 года занял почетное первое место по коэффициенту выплат ОСАГО (144,4%).
Для страховщиков наш регион убыточен, впрочем, как и большинство регионов СКФО. Причин для этого несколько. Первая из них, как это ни банально, заключается в коррупции. Автоюрист либо сам участник ДТП просто договаривается с оценщиком по поводу имеющегося ущерба. Как договорился — такой и ущерб. Другой причиной является предприимчивость дагестанцев — наши земляки инициируют страховые случаи, предварительно поменяв исправные комплектующие на подержанные или битые (например, бамперы или крылья авто). А потом, договорившись с оценщиком, получают страховые выплаты как за новые.
Вот, к примеру, еще статистика на эту тему. По данным президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, в III квартале 2018 года в Дагестане наблюдался самый высокий коэффициент выплат ОСАГО — 161,9%. В Республике Северная Осетия — Алания — 133,7%, Карачаево-Черкесии — 119,1%, Адыгее – 112%, Ингушетии — 111,1%. Почему мы перечисляем все эти страшные цифры?
Прежде всего потому, что введение новых тарифов на ОСАГО призвано не только закрыть кормушку, но и уйти от равных тарифов для всех. Теперь, к примеру, тот, кто нарушает больше, будет соответствующе платить, как и люди, недавно севшие за руль. Водители со стажем или фанаты Правил дорожного движения будут защищены – для них плата снижена. В Центральном банке РФ предлагают сделать нам огромный шаг от уравниловки в пользу индивидуального тарифа для владельцев авто. Цели самые благие — сделать систему ОСАГО более справедливой. В первую очередь она ударит по беспечным ездокам, для которых дорога — выжженная земля: без правил, норм и инстинкта самосохранения. Знакомая ситуация? Конечно! Где-то икнул один дагестанец. Икнул, включил Chris Rea «Road to hell» — и нажал педаль газа до упора.
Новые «кэфы»
Конечно, дело не только в СКФО — система убыточна в целом. Исправить эту ситуацию Центральный банк РФ надеется за счет охвата новых сегментов рынка, которые ранее были в тени. Это прежде всего касается общественного транспорта и такси. Специально для этого нижний и верхний пределы тарифа расширены. Например, раньше тариф для таксистов варьировался от 5138 до 6166 рублей, а теперь он расширится в обе стороны и составит от 4110 до 7399 рублей.
Владельцы легковых автомобилей раньше подпадали под тариф от 3432 до 4118 рублей, а теперь он, по новым правилам, составит от 2746 до 4942 рублей.
Любой автовладелец может подробно ознакомиться с нововведениями на сайте Центрального банка России.
Для тех же, кто на суете или у кого нет времени копаться «в каких-то там бумажках», мы подготовили подборку основных изменений, которые помогут понять, что представляют собой новые тарифы ОСАГО. В таблице 1 вы видите базовый тариф, в зависимости от вида транспорта, которым вы управляете.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях)
№ | Тип (категория) и назначение транспортного средства | Базовая ставка страхового тарифа (руб.) | |
Минимальное значение ТБ | Максимальное значение ТБ | ||
1 | Мотоциклы, мопеды и легкие квадроциклы (транспортные средства категории «A», «M») | 694 | 1407 |
2 | Транспортные средства категории «B», «BE» | ||
2.1 | Юридических лиц | 2058 | 2911 |
2.2 | Физических лиц, индивидуальных предпринимателей | 2746 | 4942 |
2.3 | Используемые в качестве такси | 4110 | 7399 |
3 | Транспортные средства категорий «C» и «CE» | ||
3.1 | С разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее | 2807 | 5053 |
3.2 | С разрешенной максимальной массой более 16 тонн | 4227 | 7609 |
4 | Транспортные средства категорий «D» и «DE» | ||
4.1 | С числом пассажирских мест до 16 включительно | 2246 | 4044 |
4.2 | С числом пассажирских мест более 16 | 2807 | 5053 |
4.3 | Используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом, не запрещенном правилами дорожного движения, месте по маршруту регулярных перевозок | 4110 | 7399 |
5 | Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb») | 2246 | 4044 |
6 | Трамваи (транспортные средства категории «Tm») | 1401 | 2521 |
7 | Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей | 899 | 1895 |
Базовый тариф — это фундамент всей тарифной системы.
В указании Банка есть целый раздел о порядке применения тарифов и определения размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования. Каждая расчетная формула (они есть в Указании Банка, на которое мы давали ссылку чуть ранее) сводится к тому, что стоимость полиса определяется умножением базового тарифа на коэффициенты, среди которых берутся в расчет стаж водителя, его возраст, регион, где он зарегистрирован, мощность двигателя машины. Для каждого вида транспорта предусматривается своя формула расчета.
Какие еще есть коэффициенты?
Их несколько. Например, территориальный коэффициент, который используется в зависимости от того, в каком городе или населенном пункте вы преимущественно водите свое авто. Например, в Буйнакске, Дербенте, Каспийске, Махачкале, Хасавюрте он составит — 0,7, а в других населенных пунктах — 0,6. Если вы водитель трактора (дорожно-строительной машины), то коэффициент устанавливается вне зависимости от города — 0,5.
Коэффициент «бонус-малус» (или КБМ) устанавливается водителю за безаварийную езду (так что вам все карты в руки). Раньше при перерывах в вождении этот коэффициент обнулялся, но теперь с этой практикой покончат – он будет назначаться один раз в год и пересчитываться не будет. В следующей таблице указаны коэффициенты, которые ждут как соблюдающих ПДД водителей, так и вечных клиентов гаишников (можете сами найти себя – ну кто, кроме вас, знает, на что вы способны, когда за рулем?).
Система коэффициентов для водителей по возрасту и стажу подверглась самым существенным изменениям. Вместо четырех коэффициентов введено более 50-ти категорий (см. таблицу ниже).
Так, например, водители в возрастном диапазоне 16-21 год со стажем до 2 лет будут подпадать под максимальный коэффициент 1,87 (сейчас максимальный — 1,8). Опыт — сын ошибок трудных. В нововведениях предусмотрены скидки за стаж и возраст, самая большая из которых — 7% — полагается водителям в возрасте от 59 лет со стажем от 6 лет. К слову, сейчас скидок за стаж и возраст не предусмотрено.
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством
Стаж, лет/возраст, лет | 0 | 1 | 2 | 3-4 | 5-6 | 7-9 | 10-14 | Более 14 |
16-21 | 1,87 | 1,87 | 1,87 | 1,66 | 1,66 | |||
22-24 | 1,77 | 1,77 | 1,77 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | ||
25-29 | 1,77 | 1,69 | 1,63 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | |
30-34 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | 0,96 | 0,96 |
35-39 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
40-49 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
Старше 49 | 1,63 | 1,63 | 1,63 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
Помимо данных коэффициентов в Указании Банка России есть коэффициенты страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя автомобиля: до 50 лошадиных сил — 0,6, от 50 до 70 лошадиных сил включительно — 1, от 70 до 100 — 1,1, от 100 до 120 лошадиных сил — 1,2, от 120 до 15 — 1,4, свыше 150 — 1,6.
Есть также коэффициенты, которые применяются в случае, если у автомобиля есть прицеп, в зависимости от сезонного использования транспортного средства, срока страхования, количества лиц, имеющих право управлять транспортным средством.
Председатель независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев не спешит оценивать инициативу Центрального банка России по изменению тарифов ОСАГО. По его мнению, нужно более детально изучить нововведения и только после этого давать объективную оценку. Тем не менее некоторые инициативы пришлись ему по душе. «Поддерживаю нововведения, касающиеся снижения коэффициента для водителей с большим стажем вождения и соответствующего возраста – мне кажется, это логично». В числе причин высокого уровня выплат по страховым случаям в Дагестане Набиев назвал как коррупцию, так и плохое знание правил дорожного движения местными владельцами авто.
«Все мы знаем, как у нас многие граждане получают водительские права. Все это накладывается на плохие дороги, интенсивность движения и другие факторы. Кроме того, не исключено, что автоюристы больше заинтересованы в отстаивании прав своих клиентов, чем представители страховой компании. Да ведь и сговор потерпевшего со страховой компанией также вполне может быть», — считает Исалмагомед Набиев.
Тимур Магомаев
Читайте также:
«Ведомости»: Тарифы ОСАГО могут подорожать
Прокуратура намерена запретить информацию о «безвыплатных» полисах ОСАГО
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta