Что объединяет правых и левых, атеистов и клерикалов, больших ученых и чернорабочих, «ястребов» и пацифистов, патриотов и пятую колонну? Я вам скажу – произведенный ими, то есть нами, мусор. Не информационный или интеллектуальный. А самый что ни на есть физический. По данным «Гринпис», за 2016 год каждый россиянин произвел 400-500 килограммов отходов разных видов. И, по данным экологов, эта цифра растет с каждым годом.
Что делать? Zerowaste — «ноль отходов», или жизнь без мусора, — мировая тенденция, покоряющая планету. Суть ее — производить как можно меньше мусора, что позволит решить глобальную экологическую проблему. Последователи концепции появились и в Дагестане.
Философия жизни без отходов зародилась в середине нулевых в Америке, ее основательница — Беа Джонсон. Семья американки, состоящая из четверых человек, за год производит одну маленькую баночку мусора. На фоне постоянно растущего потребления и появления новых продуктов это кажется нереальным.
Беа Джонсон разработала пять правил жизни в стиле эко. Отказ, сокращение, повторное использование, переработка и компостирование. Первым делом семья Джонсон отказалась от использования пластиковой упаковки: полиэтиленовых пакетов, тары для бытовой химии и так далее. Затем – минимизировали количество гаджетов и необходимой мебели. Новые изменения коснулись и гардероба. Вещей стало меньше, но использовать их стали более длительное время. Конечно, не все готовы кардинально менять образ жизни. Но сейчас у американки миллионы последователей по всему миру. Развивается это движение и в России, а первые зировейстеры появились и в Дагестане.
Ума из Махачкалы изучает концепцию жизни без мусора, а чтобы глубже погрузиться в тему, открыла первый в столице, а может быть и единственный в республике, магазин многоразовых и биоразлагаемых товаров для личной гигиены и дома.
— Я изучаю это движение, стараюсь придерживаться этой философии как могу, — рассказывает девушка.
Но оффлайн-магазин просуществовал недолго: пока еще редкие покупатели не смогли отбить аренду помещения и другие затраты на его содержание. Сейчас свои товары девушка продает через Интернет: щетки из бамбука, ватные палочки бамбуковые, мешочки для взвешивания продуктов, авоськи, многоразовые ватные диски для лица, натуральные губки для мытья посуды.
Махачкалинка Яна увлеклась идеей жизни без отходов чуть меньше года назад.
— Началось с того, что в один прекрасный день у меня закончились разовые пакеты для фасовки. Собралась покупать, но потом вспомнила, что есть пакет, в котором принесла из магазина хлеб. Решила просто из интереса не покупать дополнительно пакеты, а использовать то, что у меня сейчас есть дома. То есть вторично их как-то использовать. Честно говоря, в тот момент и не думала о засилье пластика и пакетов. А потом меня настигла тема пластиковых бутылок. Я перестала покупать большие баклажки воды, детям на прогулку брала из дома воду. Летом три раза в день выходишь гулять с ними и три раза ее покупаешь. Представьте, сколько это бутылок, которые некуда деть. Потом стала читать про эти пакеты, чем их можно заменить. Вся эта тема зировэйст — она обширная. Если на нее подсесть, это какой-то совершенно другой образ жизни, к которому я пока еще не готова. Я, по крайней мере сейчас, не буду одеваться в секондхенде, просто чтобы не множить одежду в мире. А еще как-то представила, как на меня посмотрит мастер педикюра, если я к ней приду со своим тазиком.
Зировэйст — это отдельный мир, со множеством нюансов, к которым не все могут быть готовы. В современном мире потребления не так-то легко вдруг отказаться от вещизма и добровольно ограничить себя во многих вещах. Та же Беа Джонсон не смогла найти достойную альтернативу туалетной бумаге. Использование мха не прокатило, и теперь американка закупает средства гигиены в отелях – там они без целлофановой упаковки. Но если жизнь в стиле эко все же интересна, действовать нужно постепенно, считает Яна.
— Если во все это вдаваться прямо сразу, мне кажется, очень быстро можно отвернуться от такого стиля жизни, многие вещи кажутся совершенно невозможными. Ну как избавиться от пластика, когда ты покупаешь подсолнечное масло в бутылке, зубную пасту, шампуни? И тебе кажется, что это нереально. Самое главное в этом всем – действовать последовательно. Для меня сейчас два приоритетных направления: пакеты и не покупать лишнего. Больше это связано с продуктами питания. Ну, например, йогурты в этой пластиковой упаковке. Без них в принципе можно обойтись, у них такой срок годности, что лучше их вообще не есть. Часто ты ходишь в супермаркет и покупаешь то, что тебе не очень-то и нужно. Потом выбрасываешь, потому что не знаешь, как это готовить. Мы покупаем очень много лишнего. Просто множим мусор. Сначала стараюсь использовать то, что есть у меня дома, а потом уже идти за покупками со списком необходимого.
Около года я стараюсь отказываться от пакетов. У меня есть сумка-шоппер, которую всегда беру с собой. Бывало, что странно смотрели другие покупатели, когда я доставала свою сумку. Но сейчас такое уже редко. В больших магазинах обычно много народу и там не до этого. А вот если приходишь в маленький магазин и говоришь, что ты не берешь пакет, начинают уговаривать, спрашивают, как я это понесу. Однажды в магазине покупала овощи, шоппера с собой не оказалось, решила нести в руках. На кассе стоял взрослый мужчина, предложил мне пакет, стал настаивать, чтобы я сложила все в него.
Что касается одежды. Я ее часто перебираю, чтобы в первую очередь не покупать лишнего, особенно детям. А то, что не подходит нам или уже не нужно, я отдаю в благотворительные фонды. Пусть она послужит еще кому-то, это вторичное использование. Сейчас в основном люди избавляются от вещей, которые еще можно носить, до дыр никто не занашивает, — говорит Яна.
С Нового года в Махачкале стали устанавливать мусорные контейнеры для разных видов отходов: бумага, пластик, стекло, бытовой мусор. Сейчас в столице уже около тысячи баков для раздельного сбора отходов.
— С тех пор как у нас установили такие баки, я отделяю пластиковые упаковки, бумагу. Убираю их в отдельные пакеты, потом выбрасываю. Пакет приношу обратно домой и снова его использую, а вот бытовые отходы я, конечно, пока выбрасываю в пакете. Вспоминаю те времена, когда после каждого выноса мусора мыли ведро, а на дно еще стелили газетный лист, и ничего страшного в этом не вижу. Пока я к такому не готова, но иду к этому.
Но далеко не все готовы сортировать мусор и тем более не все знают, как это правильно делать, уверена Яна.
— Нет никакой информации о том, что эти упаковки нужно мыть, прежде чем выбросить. Нужно отклеивать бумажные этикетки. Очень много всего нужно рассказывать. И куда потом девается этот мусор? Но из того, что я вижу сегодня, проезжая мимо этой площадки, — люди не парятся. Мусор лежит как попало.
Весь отсортированный мусор сейчас вывозится за пределы Дагестана на предприятия по переработке отходов, заверили «Молодежку» в министерстве природных ресурсов и экологии Дагестана.
В республике нет мусороперерабатывающих предприятий. Разговоры об их строительстве ведутся давно, но дальше слов дело пока не сдвинулось.
Анастасия Расулова
Читайте также:
В Дагестане откроется восемь заводов по переработке мусора
Набиюла Карачаев: к концу года в Дагестане будут функционировать четыре мусорных полигона
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»:https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta