Посетители дербентской крепости не могут пройти мимо этого красавчика
В Дербентском музее-заповеднике появился необычный экскурсовод, который сам тут же стал объектом пристального внимания. Робот по имени Мамед уже несколько недель работает гидом в Нарын-кале.
Мамед — из «семейства» Promobot, сервисных роботов для бизнеса. Умная машина общается с людьми, распознает лица и речь, самостоятельно передвигается, избегая препятствия. Робот — автономный, он не нуждается в контроле со стороны человека. Promobot подключается к любой внешней системе: базам данных, системе безопасности, сайтам и сервисам. Сегодня около 500 роботов этой серии «работают» в 34 странах мира гидами, консьержами, консультантами, промоутерами, заменяя или дополняя обычных — живых — сотрудников. Роботов можно встретить в аэропортах, отделениях сотовой связи и банках, торговых и бизнес-центрах, ресторанах, музеях, жилых комплексах.
Промоботы общаются с помощью искусственного интеллекта и даже сами способны определить, когда пора подзарядиться. Владелец робота может легко добавлять необходимые фразы в его лексикон, создавать для него собственные движения, эмоции и даже танцы. Для этого не нужно специального образования.
— Такой робот был в числе интерактивных проектов нашего музея еще пять лет назад. Это не сегодняшняя идея. Просто сейчас мы уже купили не третью модель, а пятую. В основном таких роботов делают в Перми. Все детали российские, — рассказывает Али Ибрагимов, директор Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
— Имя роботу выбрали с местным колоритом. Разные варианты были. Например, Магомед. Но это имя пророка. А в Дербенте очень популярно имя Мамед. И мы решили дать его, ведь каждый робот имеет свое имя. Еще думаем сделать ему шапку такую — в стиле аэродрома, чтобы совсем на местного похож был, — с улыбкой говорит Ибрагимов.
Перед началом работы Мамеда накачали информацией: в течение недели в систему загружали данные о городе, крепости, исторические справки, интересные факты. Мамед умеет рассказывать анекдоты, читать стихи, например, Расула Гамзатова, танцевать. А еще шутить: на вопрос, сколько ему лет, робот отвечает, что он чуть младше крепости Нарын-кала. Промобот говорит на трех языках: русском, английском, турецком. Но пока он не умеет самостоятельно распознавать язык, на котором к нему обращаются посетители. Сотрудники музея, приставленные к Мамеду, «помогают» роботу, нажимая на кнопки.
— Начиная от бабулек, заканчивая детьми, опять к нам пошли люди. Приходящие в первую очередь спрашивают Мамеда, — отмечает директор музея.
Память промобота способна вместить до полутора тысяч фотографий посетителей. И если каждое фото подписать, то Мамед будет знать посетителей в лицо и обращаться по имени. Пока же гид называет женщин «красавицами», а мужчин, соответственно, — «красавчиками». Мамед может отвечать на «салам алейкум» и протягивать руку для приветствия. А на фразу одной из посетительниц: «Дай пять», — умная машина заметила, что у него всего четыре пальца, поэтому это невозможно. И глаза Мамеда сразу стали грустными, а уголки электронных губ поползли вниз.
Кто-то поинтересовался у робота, есть ли у него девушка. Мамед сначала засмущался, опустив взгляд, а потом ответил, что есть. В глазах робота появились два больших мигающих красных сердца.
— Правда, она еще об этом не знает, — добавил Мамед и рассмеялся.
Но это дело поправимое, уверен Али Ибрагимов.
— К весне мы планируем подобрать ему пару. Ближе к маю у него может появиться и невеста, — делится планами о покупке второго промобота директор музея.
Робота для музея закупили спонсоры, в бюджете культурного учреждения таких средств нет: стоимость машины около 1,8 миллиона рублей.
— Но мы пошли по другому пути. Попросили наших друзей в частном порядке, сказали, вот вам проект, стоит он полтора-два миллиона. Вы профинансируйте, пусть робот днем будет у нас. А у вас — вечером, допустим, на корпоративе. Робот зарабатывает вечером для вас, а днем он — наш сотрудник музея, который привлекает посетителей.
Робот Мамед — пока единственное чудо техники в Нарын-кале. Но идей о том, как сделать музей интерактивным и не отстать от других культурных площадок, у руководства полно. Еще перед юбилеем Дербента у музея был готов список проектов, реализация каждого из которых предполагала бюджет в 1,5-2 миллиона рублей. Но потом в республике сменилась власть — и все проекты остались на бумаге.
— Перед юбилеем было 15 интерактивных тем, — рассказывает Ибрагимов. — Например, чтобы музыкальные инструменты звучали при приближении к ним. Такое есть в музее в Баку. Есть еще такая идея: вы фотографируетесь на светлом фоне, «примеряя» виртуальный костюм одного из народов Дагестана, выбираете. А потом получаете фото уже в одежде.
Другой проект – 3D-макет ханского дворца. Смотришь в бинокуляр – и будто бы попадаешь внутрь.
— Первое, чем я сейчас буду заниматься, – это лифт в зиндан (подземная тюрьма. – «МД»). Можно приспособить для виртуального обозрения большой зиндан. Человек спускается на глубину больше девяти метров. Там полумрак, подсветка, скелеты где-то в углу лежат, а где-то — пленник. На несколько минут спустился, можно сделать фото. Это же интересно. Технически несложно, — уверен Ибрагимов.
Но для осуществления всех задумок нужны немаленькие средства.
— Частично мы будем реализовывать проекты за счет своих средств, частично — за счет спонсоров. Для тех вещей, которые могут финансовую доходность дать, мы привлечем компаньонов. Скажем: ребята, вы зарабатываете себе, а нас — популяризируете. Но вложите сюда сначала. Думаю, все будут в плюсе.
Анастасия Расулова
Читайте также:
В Дербенте изъято более миллиона литров нелегального алкоголя (ФОТО)
Объявлены тендеры на разработку бренда Дербента и мобильного приложения
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta