Недавно в одной из социальных сетей наткнулась на фотографии старой Махачкалы, 60-70-х годов. Здесь были и профессиональные снимки, и любительские. Оторваться от этой красоты было сложно, я рассматривала картинки часами, опознавая улицы, запечатленные на них.
На фотографиях – только что проложенные дороги, совсем недавно построенные жилые кварталы, имеющий свой архитектурный характер центр города. Многие здания, которые сегодня мы, махачкалинцы, видим поблекшими, постаревшими, обносившимися, на кадрах из прошлого выглядят совсем новенькими, будто с иголочки, и… какими-то позитивными, что ли, настраивающими на оптимистичный лад. Никакой разрухи, нет невообразимых надстроек, пристроек и переделок. Никакого пластика и сайдинга. Никакой уплотнительной застройки. Только четкие, строгие линии стен, продуманная планировка улиц и проспектов, много свободного места — для тротуаров и пешеходных зон. Деревья и кусты посажены повсеместно. И вообще, чувствуется, что город дышит свободно, он не задыхается.
Вот в этом городе хочется жить. В нем хочется гулять, наслаждаясь красотой его парков и скверов, зданий. Безобразные забегаловки, «шаурмачные» и «грильни», нелепые ларьки, киоски не портят его внешний облик. Город не изуродован. И даже солнце здесь кажется более ярким, а воздух особенно свежим.
Но таким мы его увидим уже только на старых фотокарточках. С тех времен мы сами своими же усилиями сделали все для того, чтобы превратить его в грязную базарную площадь. Теперь афиши о концертах классической музыки здесь могут соседствовать с предложениями продать волосы дорого, а реклама золота и драгоценных камней висит на одном заборе с призывами для желающих избавиться от крыс, мышей и тараканов. А об объявлениях, предлагающих квартиры посуточно, я вообще молчу – ими, кажется, обклеен каждый столб в городе.
На теле нашего с вами города практически не осталось живого места. Все облеплено плакатами, вывесками, баннерами, рекламными растяжками, листовками. На зданиях, скамейках, автобусных стоянках. Все маршрутки также обклеены различной рекламой, которая порой потрясает своей орфографией. А эти рекламные щиты, которые загораживают дорогу на и без того узеньких тротуарах? И даже асфальт под нашими ногами в теплое время года начинает пестреть сезонными завлекаловками! Вовсе ничего плохого не хочу сказать против рекламы как таковой, но нужно же знать чувство меры и придерживаться элементарной логики!
Тяжко приходится не только людям, но иногда даже нашим еле живым деревьям. Пару раз видела объявления, бессовестно приклеенные толстыми лентами скотча прямо на ствол тополя.
«А представьте себе жизнь вообще без рекламы. Как мы узнаем, что и где покупать?» — часто слышу этот немного смешной вопрос и удивляюсь. Во-первых, совсем без рекламы мы точно не останемся, спасибо Интернету. А по городу вполне хватило бы магазинных вывесок, рекламные щиты и растяжки портят и без того не слишком красивое лицо города. И если от рекламы по радио и ТВ можно отказаться, выключив их, то для того, чтобы жить без рекламы на улице, нужно переехать в степь или тайгу.
Асият Ибрагимова