В этом году Махачкалинский морской торговый порт отмечает 145-летие. О работе коллектива этого старейшего предприятия республики в условиях экономического кризиса, о проблемах, с которыми сталкиваются работники порта, и программе развития предприятия наш корреспондент беседует с его генеральным директором, депутатом Народного Собрания РД Ахмедом Гаджиевым.
— Ахмед Тажудинович, нашу беседу накануне 145-летия порта мы, пожалуй, начнем не с праздничного вопроса. Нередко от представителей республиканских органов исполнительной власти разного ранга можно услышать критику в адрес руководства: мол, Махачкалинский морской торговый порт не используется эффективно. Наш брат журналист иногда тоже не прочь задеть вас и ваших коллег. В некоторых изданиях пишут, что после смены руководства в порту значительно упали показатели перевалки…
— К сожалению, некоторые журналисты, когда пишут о порте, путают понятия проектная мощность и фактическое количество перевалки грузов предприятием, объективные показатели производственного процесса. Этим грешат и отдельные чиновники. Так вот, проектная мощность порта действительно 10,9 млн тонн и она рассчитана на идеальные условия. Скажем, не учитывает мировой кризис и скачки курса рубля. Хочу подчеркнуть, что никогда после завершения первой очереди реконструкции ни предыдущей команде, ни нам пока не удавалось загрузить все мощности. Для сведения: если грузооборот порта в 2005 году составлял 3,5 млн тонн, то 2012 год отмечен рекордным объемом грузов – мы перевалили 6,4 млн тонн. Это, заметьте, достижения новой команды менеджеров, которая пришла в порт.
Бесспорно одно: пока чуть более 50 процентов мощностей порта нам удается загрузить. К сожалению, не все технологические, экономические и тарифные проблемы решены. Причин этому много: во-первых, это значительное падение объемов перевозки черных металлов в связи со снижением тарифов на железнодорожные перевозки Казахстаном. Во-вторых, допустимая осадка судов в акватории порта всего 6 метров и танкеры с нефтью и нефтепродуктами к нам идут недогруженные. Сегодня принимать в Махачкалинской гавани традиционные для нашего региона танкеры «Каспий-макс» грузоподъемностью около 13 тыс. тонн мы не можем. Требуется проведение дноуглубления до 9 м. Тогда Махачкала по своим техническим возможностям и осадкам сможет конкурировать с другими портами Каспия.
И что, по нашему мнению, еще существенно сказывается на объемах грузооборота. В настоящее время в Махачкале не работает первая очередь железнодорожной паромной переправы мощностью 1,5 млн тонн. Современная переправа есть, а морской транспорт отсутствует. Паромы, в свое время заказанные для порта Махачкалы в Хорватии, проданы Азербайджану, а новых — нет.
И последнее. Чтобы составить конкуренцию альтернативным маршрутам и направить грузопотоки в российские порты, бесспорно, необходимо пересмотреть железнодорожные тарифы на транзитные перевозки. Тогда мы за короткое время, прежде всего в рамках международных транспортных коридоров, сможем привлечь в Дагестан дополнительно 4 — 5 млн тонн грузов. По нашему мнению, необходимо ввести понижающие коэффициенты для перевозки грузов по железной дороге на Северном Кавказе, что, бесспорно, благоприятно скажется на грузообороте порта. В портах дальневосточного региона это практикуется и дает хороший эффект.
К сожалению, эти нерешенные вопросы сдерживают темпы роста грузооборота в порту.
— Вы стали руководителем морского транспортного предприятия в конце 2010 года, в непростое для порта время. Тогда Федеральное агентство морского и речного транспорта вынуждено было спешно сменить менеджеров Махачкалинского морского торгового порта: московская комиссия выявила серьезные злоупотребления на предприятии. В эти дни у вас, можно сказать, небольшой юбилей. Какие позитивные изменения произошли в деятельности предприятия за прошедшие пять лет? Вы довольны результатами работы вашей команды?
— За эти годы мы спасли предприятие от банкротства и нашей команде удалось организовать в порту стабильную работу: ежегодно переваливаем от 5 до 6 млн тонн грузов. Четвертый год подряд, начиная с 2011 года, предприятие завершает с прибылями. Наши работники регулярно и без задержек получают зарплату. Кстати, за последние годы мы дважды повышали зарплату портовикам. Это – главное.
Мы все эти годы в первую очередь были заняты решением проблем, доставшихся нам в наследство от прошлого руководства. Как говорится, разгребали завалы. Только к концу 2014 года нам удалось избавиться от этого тяжелого наследия – погасили около 2 млрд рублей долгов перед кредиторами, коллективом, бюджетом и внебюджетными фондами. Ежегодные платежи в бюджеты всех уровней, во внебюджетные фонды и отчисления собственнику имущества предприятия составляют около 200 млн рублей.
И что немаловажно – вернули доверие грузовладельцев и судовладельцев к Махачкалинскому торговому порту. В 2014 году в Иран отгружено более 300 тыс. тонн российского зерна: таких объемов зерна никогда ранее не переваливали в порту. Зафиксирован также рост импорта строительных материалов. За последние три года в республику завезено около 1 млн тонн иранского цемента.
— Кстати, а кто сегодня хозяин порта? Одни говорят, что он принадлежит Сулейману Керимову, другие утверждают, будто предприятие купил Зиявудин Магомедов…
— Слухи и домыслы не хочу комментировать. Официально заявляю: сегодня порт принадлежит государству. Махачкалинский морской торговый порт является федеральным унитарным предприятием. Он остается последним российским портом в собственности государства. Правда, в июле этого года Росморречфлот направил в Правительство РФ предложение о включении предприятия в прогнозный план приватизации на 2016 год. Но пока вопрос об акционировании и последующей приватизации ММТП окончательно не решен.
— Простите, но люди часто спрашивают: неужели в порту еще что-то осталось, что можно приватизировать? Судя по громким уголовным делам против предыдущего руководства, там всё давно уже «прихватизировали»?
— Вы отчасти, наверное, правы. Если сегодня провести приватизацию, то стоимость чистых активов окажется отрицательной и неминуемо приведет предприятие к банкротству. Многочисленные комиссии и правоохранительные органы установили, что 68 объектов недвижимого имущества (базы отдыха, детсады и другие объекты социального назначения) проданы. Проданы также новейшие паромы, суда, буксиры и краны. «Успешно» выведены все ликвидные активы предприятия за периметр порта. Теперь Росморпорт и Росимущество ломают головы, как подвести предприятие к приватизации: еще недавно, кроме причалов, ничего за портом не значилось. А гидротехнические сооружения (причалы, пирсы, молы, волноломы), имеющие высокую стоимость, по закону не подлежат приватизации, это собственность государства. Не подлежит приватизации и земля в границах порта, она передается только в аренду.
Сейчас все объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе порта, зарегистрированы в Росреестре. Завершаем подготовку предприятия к акционированию. Надеемся, что в порт придет ответственный инвестор, который хорошо понимает, что от нашего предприятия зависит материальное благополучие тысяч и тысяч дагестанцев. Не стоит забывать, что Махачкалинский морской торговый порт имеет также важное значение для дальнейшего развития всего народнохозяйственного комплекса республики.
Как заявил во время своего визита в порт полномочный представитель Президента России в Северно-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов, при приватизации предприятия приоритетом должна стать не продажа объектов любой ценой, а привлечение стратегических инвесторов для дальнейшего развития порта.
— Вернемся к предстоящему празднику — 145 лет порт на трудовой вахте. А какова стратегия его дальнейшего развития?
— Развитию предприятия федеральные власти уделяют большое внимание. Сейчас в порту, в частности, активно идет строительство нового современного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Махачкалы. Новый пункт пропуска строится в рамках реализации федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012 – 2020 годы)». К концу 2016 года в порту появится трехэтажный административно-бытовой корпус, там расположатся представители таможни и других контролирующих и надзирающих органов. Рядом возведут здание кинологической службы с необходимой инфраструктурой.
Новый объект оснастят современным оборудованием: сканирование будут производить, не выгружая товар, и скорость прохождения грузов значительно возрастет. Реализация проекта позволит полностью удовлетворить требования контрольно-надзорных органов и повысит эффективность их работы.
Программа развития порта предусматривает и другие инфраструктурные изменения. В частности, до конца года будет завершено строительство современного административного корпуса. Одновременно мы активно решаем вопросы социальной защиты работников порта. Кстати, в порту работают более 500 человек. В ближайших наших планах — возведение социальных объектов: детского сада и жилья для работников порта.
Сегодня Махачкалинский морской торговый порт работает на укрепление позиций российского транспортного флота на Каспии. Грузопотоки из России через единственный незамерзающий порт страны проходят в Иран, государства Закавказья и Средней Азии. Сегодня главная задача руководства порта – сохранение экономической и финансовой устойчивости предприятия вопреки кризису и поиск новых актуальных видов грузов.
— Спасибо за откровенную и содержательную беседу. Желаю вам и вашему коллективу сил и энергии для решения намеченных программ!
Алик АБДУЛГАМИДОВ