Министр образования и науки Дагестана – в интервью «Молодежке»
– В рейтинге Рособрнадзора по качеству школьного образования в субъектах РФ Дагестан оказался на предпоследнем месте. Вы согласны с этой оценкой? Какие проблемы вы считаете главными в дагестанской системе образования и как намерены их решать?
– Я согласен с этой оценкой. Многие не согласны, а я согласен. У нас нет иллюзий, но мы будем делать все, чтобы эту ситуацию исправлять. У нас очень много проблем в управленческом звене. Начинать надо с него.
– Вы имеете в виду директоров школ и начальников управлений образования?
– Сначала начальников управлений образования районов и городов.
Я настоятельно рекомендую руководителям наших муниципалитетов обратить пристальное внимание на своих руководителей управлений образования и принять какие-то кадровые решения. Часть этих людей не работает эффективно.
Однозначно у нас есть талантливые специалисты в сфере образования, очень хорошие учителя, которые готовят успешных учеников, победителей различных олимпиад. Но невозможно решить проблемы, если нет четкого понимания причин текущего состояния. Передо мной глава республики Сергей Меликов поставил конкретные задачи, надо исправлять ситуацию.
Мы уже сегодня, наблюдая итоги государственной итоговой аттестации, видим огромное количество нарушений, которые допускают муниципалитеты. В адрес более десяти глав муниципалитетов направлены письма о нарушениях, которые допустили их руководители управлений образования. И это не просто халатность, за некоторыми из них стоят коррупционные дела, связанные со взятками в решении вопросов при сдаче ОГЭ. А с 31 мая будет еще проблема и с вопросами ЕГЭ. Неоднократные совещания не приводят к результату. Проблема в управленцах, и к этой проблеме в муниципалитетах надо очень серьезно подходить. Если они не будут эту ситуацию исправлять, ничего позитивного в образовании добиться не смогут.
– То есть это основная проблема, которая порождает остальные?
– Да. А новые руководители управлений образования должны аналогично подходить к руководителям образовательных организаций, некоторые из которых работают крайне неэффективно. Многие назначены по каким-то непонятным причинам, люди, вообще не имеющие отношения к системе образования. От руководителя зависит очень многое внутри образовательной организации.
У муниципальных органов управления образования есть много полномочий и есть финансы, которые до них доводит республика на функционирование, и есть очень много проблем, связанных с тем, что многие школы перегружены неосновным персоналом. Когда с председателем правительства мы выезжали в районы, он интересовался, сколько у них учителей, то есть основного персонала, и неосновного. И потом, наблюдая беспорядок в санузлах, еще где-то, спрашивал: а чем у вас занимается в таком количестве неосновной персонал?
Это не проблема текущего периода, она возникла достаточно давно. В муниципалитетах многие используют школу как один из ресурсов, куда можно устроить людей, где-то, может быть, аффилированных с кем-то из руководителей образовательных организаций или имеющих какое-то отношение к районному начальству.
У нас в республике есть деформация. Мы один из немногих субъектов, где соотношение учителей к численности административно-управленческого персонала в среднем по региону составляет 7:1. В похожем на нас Алтайском крае сейчас этот показатель равен 9:1, хотя несколько лет назад тоже был, как у нас. В Волгоградской области сегодня этот показатель равен 14:1, хотя несколько лет назад был 9:1. А в Москве, где система образования очень эффективна, соотношение учителей к численности АУПа составляет 27:1. То есть, понимаете, насколько наша система образования перегружена неосновным персоналом?
Очень много финансовых средств тратится муниципалитетами неэффективно. Система образования – это не собес и не пенсионный фонд, поэтому, как бы тяжело ни было, к этой проблеме тоже нужно подступаться.
Минпросвещения РФ нам уже подсказало один механизм. Мы этот вопрос будем прорабатывать с юридической стороны. За управлением муниципалитета, которое не сможет самостоятельно обеспечить должное качество образования, останется только содержание школ и их территорий, как у управляющей компании. Все остальное будет выведено на региональный уровень. Такие санкции мы будем применять к муниципалитетам-штрафникам. Еще раз настоятельно рекомендую всем нашим главам районов и городов обратить пристальное внимание на своих начальников управлений образования. Людей, работающих неэффективно, менять, согласовывая с нами, как это и предписывает федеральное законодательство. 22 руководителя муниципальных управлений образования назначены без согласования с республиканским министерством. Мы готовим обращение в прокуратуру с требованием привести ситуацию в соответствие с законодательством России.
Без охраны и тревожных кнопок
– После истории с казанским стрелком в стране снова заговорили о безопасности в школах. Несколько лет назад, разбираясь в этой теме, я разговаривала с директорами нескольких махачкалинских школ. Они объясняли, что финансирование охраны в школах не предусмотрено, поэтому деньги на охранника собирают родители. Причем некоторые школы были вынуждены отказаться от охраны, потому что родители не захотели собирать на это деньги. Нередко школьный охранник – это пожилой мужчина по типу советского сторожа, следящий за порядком в школе, а не профессионально подготовленный человек.
– Я с вами совершенно согласен. Мы провели мониторинг. Ситуация в этом плане печальная. Из 1414 школ, 1026 детсадов, 71 колледжа и 282 организаций дополнительного образования только в 79 охрана обеспечивается Росгвардией, а в 244 – частными охранными организациями. Это количество заключенных договоров. Таким образом, всего 323 образовательные организации у нас обеспечены охранниками в правовом поле. Это менее 10%. И родители на это не должны скидываться. Это задача школы и ее учредителя.
Тревожными кнопками из 2738 образовательных организаций оснащены только 1017. Это меньше половины. Хотя ее наличие, как и охрана, является обязательным пунктом паспорта безопасности.
При этом паспортами безопасности образовательные организации у нас обеспечены на 100%. Но… Хотя они утверждены и согласованы, в них прописан перечень мероприятий, которые управляющие организации должны реализовать при помощи учредителя. Почти у всех образовательных организаций учредителем являются управления образования муниципальных районов и городских округов.
Проблема, конечно, и в большом недофинансировании, но министерство выступило с инициативой разработки подпрограммы по антитеррористической безопасности образовательных организаций. Это, конечно, требует большого объема финансирования – около 853 млн рублей, но проект подпрограммы мы будем разрабатывать. Если другие органы исполнительной власти ее поддержат и правительство республики не будет возражать, мы сможем обеспечить финансирование этих мероприятий.
А если проводить правильную оптимизацию и муниципальные бюджетные средства тратить более эффективно, у нас высвободятся деньги на законную охрану, законное обеспечение инженерно-техническими средствами, на тревожные кнопки, на приведение в соответствие с нормами СанПиНа. У нас огромное число школ не имеют положительного заключения СанПиНа. Если нет положительного заключения, выданного Роспотребнадзором, при проведении проверки, которую министерство должно периодически осуществлять, мы обязаны приостанавливать лицензию образовательной организации. Это огромная точка риска для всех образовательных учреждений.
С одной стороны, республика готова помочь, но с другой – муниципальные органы управления образования должны навести порядок в эффективном расходовании средств из своего бюджета и выделять средства на меры, которые обеспечат безопасность детей и сотрудников.
Камеры, дезинфекторы и правильный питьевой режим
– В республике уже началась ОГЭ-кампания для учащихся девятых классов. Впереди ЕГЭ. В прошлом году из-за ковида при проведении ЕГЭ был ряд ограничений. Будут ли они в этом году?
– На итоговую аттестацию 2021 года выходят 34,5 тыс. выпускников девятых классов. На итоговую аттестацию ГИА-11 выходят 11,5 тыс. выпускников этого года плюс 2,5 тыс. выпускников прошлого. Около 14 тыс. выпускников 11-х классов. Еще 2,5 тыс. ребят выбрали итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена. Это те, кто не собирается поступать в высшие учебные заведения.
В целом все подготовительные этапы Республика Дагестан прошла успешно, все мероприятия были проведены в срок. Всего у нас задействовано около тысячи пунктов проведения итоговой аттестации, установлено около двух тысяч камер видеонаблюдения. На ЕГЭ для выпускников 11-х классов у нас задействованы 62 стационарных пункта, на ОГЭ для выпускников 9-х классов – 129 аудиторий, еще есть несколько аудиторий на дому для детей с ограниченными возможностями здоровья и несколько пунктов в учреждениях УФСИН.
Ограничений не будет. Но определенные мероприятия для обеспечения безопасности детей и всех сотрудников, принимающих участие в проведении итоговой аттестации, проведены. Везде установлены дезинфицирующие средства, все предписания Роспотребнадзора выполняются. Есть кое-какие точечные недостатки. В первый день аттестации девятиклассников мы посещали несколько пунктов проведения ОГЭ и уже там видели, например, недостаток одноразовых стаканов для обеспечения правильного питьевого режима и т. д. Но эту информацию мы своевременно доводим до муниципалитетов, чтобы таких нарушений не было.
– Уже есть случаи выявленного взяточничества, насколько знаю… Что это за история?
– Это история, связанная с поборами на ОГЭ. В школах создают психологическое напряжение. Классные руководители вводят в психологическое напряжение учеников и родителей, говорят, что они не смогут сдать ОГЭ, перекладывая тем самым ответственность с себя на них.
– Они говорят родителям: ваши дети не смогут сдать, поэтому дайте денег за помощь?
– Да. Надо собрать. В среднем по республике озвучивают цифру в районе 30 тыс. рублей за два экзамена, чтобы обеспечить положительную оценку.
– А сколько таких случаев по республике на сегодня вам известно?
– Так как некоторые из них находятся в оперативной разработке, я не буду все это озвучивать, но я крайне не рекомендую всем этим заниматься. Министерство не будет просто со стороны наблюдать за этими негативными процессами, оставляя все на откуп правоохранительных органов. Мы будем крайне жестко реагировать, требовать увольнения.
– С директоров школ будете спрашивать?
– Вплоть до увольнения будем спрашивать и с директоров школ, и со всех, кто в это дело будет вовлечен.
– Школьные сборы с родителей на ремонт, занавески, жалюзи, бытовую химию, интерактивные доски, канцелярию и т. д. Ежегодно министерство образования выступает с заявлением, что никаких принудительных сборов не должно быть.
– Не должно быть. Совершенно верно.
– Но тем не менее каждый год из WhatsApp периодически всплывают голосовые сообщения, в которых возмущенные родители рассказывают, что такие факты есть. Что с этим делать?
– По каждому факту нужно обращаться в том числе в министерство. Пусть пишут нам, мы будем принимать меры реагирования. Если есть какие-то незаконные сборы, мы будем их жестко пресекать. Для того, что делается добровольно, есть законный порядок, как это должно осуществляться. Я тоже родитель. У меня четверо детей. Сейчас в школе у меня обучается один ребенок. Зная тяжелую ситуацию, я чем-то сам добровольно помогаю, но к любому принуждению отношусь крайне отрицательно. И по всем фактам мы будем реагировать.
Дистанционка – это трудно
– В прошлом году во время первой волны пандемии многие заговорили о том, что наши школы оказались не готовы к дистанционному обучению. Как вы относитесь к этой системе?
– Систему дистанционного обучения построить очень трудно. Это нелегкая задача. Я строил ее у себя в вузе и знаю, что это такое. Она требует огромных ресурсов. И наладить в школе систему дистанционного обучения, полноценную, как того требует российское законодательство, крайне тяжело. Обеспечить всем необходимым – это задача учредителя. У образовательной организации ресурсов на это, конечно, не хватит. Мы эту задачу будем решать.
Но ни одна система дистанционного обучения, какой бы она суперэффективной ни была, не заменит живого обучения. Все они работают через монитор. Речь просто идет о том, чтобы методически правильно это все выстроить и систематизировать.
Я думаю, что систему дистанционного обучения, которую мы обязательно будем налаживать, можно будет использовать как дополнительный ресурс для высокомотивированных учеников и в случаях, когда школьники пропускают уроки из-за болезни и должны догнать программу. Есть ли сегодня у нас в стране такие возможности? Есть. Во-первых, есть очень много государственных ресурсов в рамках создания цифровой образовательной среды, есть очень много бесплатных ресурсов, которыми школьники могут пользоваться, есть очень систематизированные ресурсы, которые делают разные некоммерческие организации, в том числе широко известный дагестанский ресурс «Дом знаний». Кстати, в период пандемии они дали всем дагестанским школьникам возможность там бесплатно учиться и тем самым оказали очень большую помощь.
У нас есть подведомственный нам Республиканский центр дистанционного обучения, который обучает детей с ограниченными возможностями здоровья. В период пандемии они тоже открыли очень много своего контента для учеников общеобразовательных школ.
Очень многие полностью открывали бесплатный доступ для школьников и студентов к своим ресурсам. Все оказали помощь друг другу. Сейчас эту работу нужно правильно систематизировать.
– Министр просвещения России Сергей Кравцов недавно заявил, что не согласует кандидатуры министров образования Дагестана, а также Ульяновской и Пензенской областей за задержки при реализации нацпроекта «Образование». Речь идет о госзакупках. Почему министерство не успевает?
– СМИ эту ситуацию интерпретируют немного в другом формате, связывая это высказывание с личностями назначаемых или не назначаемых людей. А там ситуация лежит немного в другой плоскости, она не связана ни с моей личностью, ни с личностями министров других регионов, о которых шла речь.
С 2021 года Министерством просвещения РФ и Рособрнадзором введен новый порядок согласования руководителя органа исполнительной власти, который в субъекте осуществляет свои полномочия в сфере образования. 22 апреля на совещании в Рособрнадзоре его глава и министр образования России Сергей Кравцов уточнили этот порядок.
Нам объявили, что будет согласовываться не один министр, а вся команда. У нас это четыре человека: министр, новый руководитель Дагестанского института развития образования, новый руководитель управления надзора и контроля в сфере образования и руководитель Республиканского центра обработки информации. После итоговой аттестации выпускников мы должны поехать на согласование.
Несколько дней назад мы с новым руководителем управления надзора и контроля в сфере образования уже прошли аттестацию в режиме ВКС. В ближайшее время будут аттестовывать нового руководителя ДИРО, а к руководителю Республиканского центра обработки информации у них пока вопросов нет. Это человек им известный, они с ним работают. Это что касается согласования.
Теперь что касается нацпроекта. Нацпроект «Образование» – единственный в стране, который имеет очень низкие темпы освоения и реализации мероприятий. Если в целом по РФ в этом году реализация всех нацпроектов находится на уровне 27,9%, то по нацпроекту «Образование» – лишь 11,2%. Многие мероприятия в рамках «Образования» связаны со строительством и закупкой оборудования. В большинстве случаев места должны открыться уже 1 сентября. Представляете, насколько мало времени?
Я приступил к работе в начале апреля и столкнулся с тем, что с января по 1 апреля уже пошел срыв по многим мероприятиям. Где-то были субъективные причины, где-то – объективные, что-то не согласовывалось на уровне Минпросвещения РФ и Республики Дагестан. Но факт есть факт: по многим мероприятиям не были подготовлены документы, и к 30 апреля на контрактацию был подан только один контракт. Из 86 контрактов в рамках нацпроекта на сумму около 7,5 млрд рублей. Из них на сумму более 6 млрд рублей – это все, что связано со строительством.
Но это то, что реализовывает не министерство образования и науки, а управление капитального строительства при правительстве РД через дирекцию застройщика-заказчика. То, что мы администрируем, – это шесть региональных проектов внутри нацпроекта «Образование».
К 30 апреля только один проект у нас зашел на торги, и то там выявились некоторые несоответствия, поэтому мы его вернули назад и сейчас дорабатываем. Это был один контракт «Точки роста» на большую сумму. Планировалось запустить проект по созданию точек роста химико-биологической базовой направленности.
После проведенного мониторинга, и посоветовавшись с муниципальными образованиями, школами, мы решили, что нецелесообразно тратить такое большое количество государственных денег на базовое оснащение, которое сами организации вполне способны закупить. Пришли к выводу, что нам лучше закупить оборудование профильного уровня. Раз уж и сумма большая – 266 млн рублей, мы решили поставить в наши школы более качественный контент. В этой связи идет доработка. По остальным работа также ведется в соответствии с составленным нами планом-графиком, чтобы у нас к 1 сентября не оказалось срывов.
Но федеральным министерством ранее был установлен срок – 1 мая. Когда после мониторинга увидели, что практически все субъекты этот план срывают, Сергей Кравцов передвинул срок на 15 мая. И сказал, что министерство отзовет даже согласованные кандидатуры всех, кто сорвет планы-графики.
Уже 11 мая в республику приезжала замминистра просвещения РФ Татьяна Васильева. Мы обсуждали, почему Дагестан нарушает сроки. Она выслушала, поняла, дала ценные советы, как дальше двигаться, и посоветовала написать письмо Сергею Кравцову с просьбой передвинуть сроки. Письмо от имени главы республики мы подготовили еще 11 мая, но из-за выходных оно было подписано только 18 мая. Но за день до этого Сергей Кравцов сказал про срыв сроков и упомянул Дагестан.
Я считаю, что это случайность, но с себя ответственности не снимаю. Буду стараться успеть все завершить согласно нашему плану-графику, который мы предоставили Министерству просвещения РФ и который обозначил глава республики Сергей Меликов в своем письме. А хочет меня согласовать министр просвещения или не хочет – это вопрос их компетенции, я полностью соглашусь с любым решением и мнением, к которому придет и глава нашей республики, и Министерство просвещения России.
Бэла Боярова
Читайте также Скрытый резерв. Что такое дополнительные баллы к ЕГЭ и где их взять