В понедельник в конференц-зале республиканского миннаца состоялись слушания по тематике внесения изменений в текст Конституции Дагестана. Как известно, наибольший резонанс вызвали изменения в статье 75-й, согласно которым из функций главы региона выпадет обеспечение «территориальной целостности».
Эта проблематика активно обсуждалась летом, всколыхнулась дискуссия и сейчас, накануне очередной сессии Народного собрания.
В ходе слушаний в миннаце представители республиканских структур вновь озвучили свою уверенность: нет никакого предмета для беспокойства о том, что все эти события якобы кем-то инициированы и приведут к утрате Дагестаном части своих территорий. Нет никаких «заговоров» и далеко идущих чьих-то планов. Идет процесс приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным – и только.
Тем не менее озабоченность некоторых общественников на этот счет присутствует – и они имели возможность озвучить свои опасения в ходе слушаний. Диалог был долгим, двухчасовым, местами эмоциональным.
Открыл мероприятие вице-спикер Народного собрания Сайгидахмед Ахмедов, а первое слово получил председатель парламентского комитета по законодательству, законности, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Артур Исрапилов.
Изменения в Конституции республики он объяснил тем, что «на федеральном уровне принят новый базовый закон ФЗ-414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Он пришел на смену 184-му федеральному закону, по которому мы работали много лет. Этот закон полностью утрачивает силу с 1 января 2023 года, многие положения этого закона уже утратили силу. И мы руководствуемся ФЗ-414. Который был принят в развитие обновленных положений федеральной Конституции».
Ход событий, по словам Артура Исрапилова, был таким: в мае этого года от прокурора в адрес руководителя региона и председателя Народного собрания поступило письмо, где говорилось о необходимости исключения из статей 75-й и 77-й Конституции РД положений об обеспечении главой республики территориальной целостности республики.
В слушаниях приняла участие и представитель прокуратуры Дагестана Дина Гусейнова, которая также выступила. Она напомнила о вступлении в силу ФЗ-414 и предложила присутствующим с ним ознакомиться.
По словам Гусейновой, закон определяет основополагающие полномочия органов государственной власти, предметы и пределы ведения. Вопросы территориальной целостности получили отражение исключительно в компетенции Российской Федерации.
Точку зрения, в соответствии с которой за главой республики следует сохранить полномочия по обеспечению территориальной целостности Дагестана, на слушаниях озвучили, в частности, общественники Деньга Халидов, Муслим Гасан-Гусейнов и Шамиль Хадулаев. Прозвучал и компромиссный вариант: во всяком случае, воздержаться от принятия обсуждаемых поправок в ближайший период.
«У людей самое большое потрясение вызвал этот пункт (о территориальной целостности). Мы все прекрасно знаем, что нашу республику за эти несколько лет стало штормить именно по вот этим… границы, не границы, земли… Азербайджан, Чечня, еще Ставрополье там, казачество…
Разве это нормально, разве это правильно сейчас это обсуждение выносить? Вся республика в шоке просто. Наши люди категорически поручили довести до депутатов Народного собрания о недопустимости принятия именно этой поправки в первую очередь», — сказал Хадулаев.
Муслим Гасан-Гусейнов и вовсе предложил созвать съезд народов Дагестана, который бы и принял соответствующее решение. Общественник весьма обеспокоен перспективами, которые, по его мнению, открываются принятием озвученных конституционных поправок.
Снять эту обеспокоенность еще раз попытались участники слушаний от парламента. Артур Исрапилов напомнил, что изменение границ Дагестана возможно только через референдум, на который «в обязательном порядке выносятся вопросы об изменении границ и статуса Республики Дагестан. То есть любые вопросы, связанные с изменением границ, должны быть вынесены на референдум. Без этого никакие изменения не могут быть произведены.
Это закон. Что нужно еще? По поводу чего мы спорим, что кто-то может отдать какую-то территорию без ведома народа, не спросив у республики, и т. д. Я еще раз говорю: не надо вводить в заблуждение людей. Не надо неправильно истолковывать нормы закона. Они исключают всякую возможность решения вопроса без мнения дагестанского народа».
А вице-спикер Народного собрания Сайгидахмед Ахмедов подчеркнул: глава республики ни один метр территории не может отдать без волеизъявления народа. Зампредседателя парламента посетовал, что общественники не слышат разъяснений об этом:
«Когда мы такие серьезные законы принимаем, мы ежедневно общаемся с юристами. Я сам тоже не юрист, и пока не изучу, пока депутаты для себя не изучат вопрос, мы его не будем выносить куда-то. Один квадратный метр если отчуждается – (нужен) всенародный референдум.
Ни один глава, никто не может его отчуждать. Ничего не меняется (с отменой обеспечения территориальной целостности как одной из функций руководителя региона).
Если кто-то думает, что вы более патриотичны, чем мы, вы глубоко ошибаетесь. Вы прекрасно знаете всех сидящих здесь депутатов».
*
Уже после слушаний своим комментарием с «Молодежкой» поделился вице-спикер парламента Камил Давдиев. Он убежден, что никакие потери территорий республике не грозят. Нововведение носит цель исключительно привести в соответствие региональное законодательство с федеральным.
Не согласен он и с отдельными мнениями, что есть угроза потери территории республики до завершения процесса установления границы с соседями без проведения референдума. (В соответствии с логикой, по которой таким образом можно отдать часть территории Дагестана и не проводя референдум.) «Если бы было так, если бы в самом деле стояла такая задача, почему не было попыток реализовать ее за все это время?» — возразил Давдиев.
Он еще раз подчеркнул, что в действительности нет никаких планов кому-то что-то передать из территории Дагестана тем или иным путем. Таких задумок нет – и нет замыслов осуществить это за спиной у дагестанского народа.