В минувшую среду в новой гимназии №16 имени Героя России Магомедали Магомеджанова в Каспийске состоялась пресс-конференция с участием министра образования и науки Дагестана Яхьи Бучаева, вице-мэра — и. о. начальника управления образования Махачкалы Эмилии Раджабовой и начальника управления образования Каспийска Ларисы Абрамовой, на которой они подробно проанализировали ситуацию в образовательной сфере.
Встреча вызвала повышенный интерес журналистов, зал был полон. Вопросы звучали снова и снова, журналисты явно не хотели отпускать министра и представителей муниципалитетов, и ведущему (им, кстати, был главный редактор нашей газеты Рамазан Раджабов) пришлось деликатно напомнить коллегам, что по некоторым темам ответы уже прозвучали, зачем идти по второму кругу…
Готовы ли дагестанские школы к МЭШ
Этой теме министр образования уделил значительное внимание, учитывая социальный резонанс.
Яхья Бучаев не разделяет опасений, что проблемы со скоростью интернета и техническим оборудованием станут препятствием для внедрения в сельские дагестанские школы цифровой образовательной платформы «МЭШ» («Московская электронная школа»).
«То, что какие-то дагестанские школы, городские или сельские, не могут подключиться к МЭШ, – заблуждение. Все образовательные организации обеспечены интернетом не менее 50 Мбит/с», – сказал глава образовательного ведомства.
Минцифры Дагестана и минобрнауки республики ведут постоянный мониторинг отключений интернета и оперативно устраняют неполадки, заявил министр образования. Оборудование школ техническими средствами, по его словам, тоже на особом контроле.
По его информации, с 2022 года дагестанские школы пользовались платной платформой «Дневник.ру». В сентябре 2023 года министерство смогло получить доступ к МЭШ – более современной, безопасной, продвинутой и, что самое главное, бесплатной платформе.
Яхья Бучаев не исключил, что информационная компания против новой системы могла быть организована в том числе теми, кто теряет заработок от платной подписки, от которой дагестанские школы теперь отказываются.
Педагоги и родители, уверен министр, обязательно оценят новую систему по достоинству, как только начнут ею пользоваться.
Учебники
По словам главы образовательного ведомства, понимая важность проблемы нехватки книг в школах, особенно в текущих условиях, республика ежегодно выделяет значительные средства на покупку учебников.
«За последние три года было выделено более 400 миллионов рублей в год, а в этом году эта сумма составила 452 миллиона рублей.
Эти средства направлены на обеспечение новыми учебниками всех новых школ, открытых в республике, а также на закупку учебных пособий по национально-региональному компоненту. В этом году мы полностью закрыли потребность в учебниках национально-регионального компонента для всех школ Дагестана, затратив на это порядка 200 миллионов рублей».
Напомним, что эту тематику Яхья Бучаев разобрал подробнейшим образом несколько дней назад в большом эксклюзивном интервью «Молодежке».
Школьный транспорт
Глава минбрнауки рассказал, что раньше все запросы удовлетворялись на 100%, но с 2022 года уровень выполнения заявок снизился до 60–70%.
«В прошлом году было заказано 100 автобусов, получено 70. Ожидается подписание соглашения с минпромторгом России, и к концу года планируется поставка еще одного транша автобусов. За пять лет реализации национального проекта было поставлено около 700 школьных автобусов.»
Родные языки
Яхья Бучаев рассказал, что на изучение родной литературы отводилось два часа в неделю без возможности дополнительных занятий. «Однако сейчас школы, перешедшие на новый пятидневный режим обучения, сохранили эти часы, получив дополнительно три часа внеурочной деятельности, которые можно использовать для изучения родных языков и литератур.
Школы, которые еще не перешли на новый режим, продолжают изучать родной язык два раза в неделю. Тем не менее у них есть возможность использовать дополнительные три часа внеурочной деятельности для изучения языка, если родители и дети захотят».
По этой тематике в зале произошла оживленная беседа, корреспондент газеты ХIакъикъат Ашахан Юсупов пожелал прояснить некоторые моменты. Разошлись мнения о том, каково качество преподавания родных языков.
Министр, не отрицая позитивных примеров (он их сам и перечислил), с сожалением констатировал, что есть проблемы:
«Почему преподаватели английского языка дают результат, а преподаватели национальных языков, получающие ту же зарплату, не дают результата?»
Яхья Бучаев добавил, что у директора учебного заведения (которому небезразлично положение дел в его школе) будут вопросы к преподавателю родного языка: почему именно тебе нужно отдать дополнительные часы? где плоды твоей работы? где реальная отдача? почему бы не отдать эти часы, к примеру, преподавателям математики или физики, ученики которых заметно прибавили в результатах и побеждают на олимпиадах?
Школьное питание
Этой тематике на пресс-конференции также было уделено немало внимания.
Яхья Бучаев рассказал о том, как при прежней системе махачкалинские школьники съели 11 тонн фальсифицированного заменителя масла с содержанием химикатов и т. д.
Он напомнил, что глава республики тогда жестко поставил перед Махачкалой вопрос о переходе на другую систему питания. И привел тогда пример Каспийска, который полностью перевел на аутсорсинг и школы, и детские сады.
В муниципальном бюджете Каспийска при этом переходе были сэкономлены 50 млн рублей, израсходованные на другие цели в системе образования. Махачкала же тогда (в 2023 году), не перейдя на аутсорсинг, потратила на 160 млн рублей больше.
Сейчас Махачкала уже делает шаги в этом направлении, причем министр считает аутсорсинг наилучшей системой: «Там, где ее невозможно реализовать, например в горных районах, там вариант — организация питания самой общеобразовательной организацией.
И самый неправильный вариант — когда идет централизация со стороны муниципалитета, где недобросовестные поставщики поставляют некачественные продукты, подневольная школа молчит, принимает все, что ей дают… А что ей дают? Вот те самые 11 тонн. Причем болячки, связанные с употреблением такой пищи, проявятся не сейчас, они вылезут, когда нынешнему школьнику будет 35-40 лет».
«Нам нужно со стороны и общественности, и журналистов бороться за качественное питание в школах. Не хайповать на этой теме, а правильно бороться», — добавил Бучаев.
Он также рассказал, что подразумевает пока малознакомое для многих дагестанцев слово:
«Аутсорсинг – это передача организацией на основании договора определенных видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области. Выбор аутсорсера по оказанию услуг питания учащихся обусловлен мероприятиями, связанными с передачей непрофильных функций образовательного учреждения специализированным организациям.
На сегодня в Дагестане из 1404 общеобразовательных организаций аутсорсингом охвачены 108 организаций, с охватом питания свыше 46 тысяч учащихся. Из 52 муниципальных образований в шести имеется аутсорсинг: в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Хасавюрте, Кизляре и Тарумовском районе».
Зарплаты педагогов
«Повышение зарплаты дагестанским учителям, которое произошло в 2021 году, стало возможным исключительно благодаря инициативе Сергея Меликова и при его жестком настоянии», — сказал Яхья Бучаев.
Зарплата учителей должна расти, пока не станет достойной, подчеркнул министр.
«Мы изучаем все имеющиеся возможности. Повышению зарплат будет способствовать в том числе приведение в соответствие штатов образовательных учреждений. В одной маленькой сельской школе, где учатся 100 учеников, мы выявили 9 завучей, в городской — 16 завучей, а ведь все это — зарплатный фонд! Эту работу должны провести все муниципалитеты!»
Он рассказал о дискуссии с махачкалинскими коллегами о том, сколько заместителей должно быть у директоров столичных школ (четыре или шесть), но в любом случае значительное сокращение уже очевидно.
Кстати, в этот момент начальник управления образования Каспийска Лариса Абрамова сообщила, что в городе у директоров всех школ не более трех заместителей.
Три + три
Вице-мэр Махачкалы Эмилия Раджабова подробно остановилась на теме значительного увеличения ученических мест в столице республики:
«В прошлом году Махачкала открыла три школы, две из которых были крупными: на 1224 места каждая. В них есть концертные залы на 800 мест и бассейны. Также была открыта школа на 520 ученических мест.
В этом году мы также открыли три школы, но уже в центральной части города: лицеи №22, 39 и 27. В них более полутора тысяч ученических мест. Это очень важно для нас, так как эти показатели являются рекордными не только для региона, но и для Махачкалы.
Уже второй год подряд мы открываем по три общеобразовательные организации, учитывая, что у нас несколько потоков учащихся».
Послесловие
После встречи Яхья Бучаев поделился впечатлениями о пресс-конференции с главным редактором газеты «Молодежь Дагестана» Рамазаном Раджабовым и нашими подписчиками:
«Отлично! Мне очень понравилось: открытый диалог, вопросы неотшлифованные, злободневные, в том числе те, которые муссировались в соцсетях.
Уже после общения коллеги отметили, что кто-то сам, может, многие вещи недопонимал — потому что новшеств много и домыслов много. Появились какие-то мнения, что якобы изменяется сам формат учебного процесса. Ничего такого нет: система работает в том же режиме.
Да, у нас есть проблемы, о которых мы сами открыто говорим: к примеру, проблемы с обеспечением учебными изданиями — это не только в Дагестане, во многих российских регионах есть проблемы, связанные с обновлением учебников, входящих в федеральный перечень, с выходом новых федеральных учебников.
Я думаю, республика справится, поэтапно мы все эти вопросы решим».