Психическое здоровье ребенка — это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Все эти компоненты тесно связаны между собой. В основе любых нарушений психического здоровья ребенка лежат эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты.
Психическое и физическое развитие ребенка на каждом этапе развития отличается частотой и тяжестью тех или иных проблем. Каждая возрастная ступень в развитии детей имеет нормальные и индивидуальные различия. Прежде чем ребенок научится контролировать свои эмоции, он должен научиться их осознавать и определять. Поэтому детям необходимо научиться свои эмоции проговаривать и обсуждать. Эта задача особенно сложна для подростков, так как их возможности словесного общения ограничены по сравнению с возможностями взрослых. Психическое здоровье детей требует постоянного анализа и в случае необходимости корректировки окружающей среды, имеющей специфические особенности для каждого возрастного периода и для каждого конкретного ребенка, вступившего в данный период.
Термин «психологическое здоровье» был введен И. В. Дубровиной. Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом. Психологические нарушения более обратимы, их своевременная диагностика и грамотная коррекция призваны помочь ребенку выработать средства саморегуляции, позволяющие ему с помощью взрослого справляться с внутренними проблемами.
Выделяют несколько уровней психологического здоровья ребенка, необходимые для организации практической работы с детьми.
Первый уровень: это дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.
Второй уровень: адаптивный. Это большинство относительно благополучных детей, в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья.
Третий уровень: низкое психологическое здоровье, ассимилятивно-аккомодативный. Это дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению в соответствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффективных реакциях, капризах и т. д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это «удобные» тихие дети, прилежные и старательные, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, которые не всегда замечают, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта. Этой группе детей следует уделять особое внимание. Выделенные уровни позволяют нам дифференцировать психолого-педагогическую помощь детям.
С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую зону его ближайшего развития.
Детям второй группы необходима целенаправленная психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы.
Детям, попавшим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь. Рассматривая проблему комплексного обеспечения психического здоровья детей, очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты богатства развития личности маленького человека.
Психологическое здоровье связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношением к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, к жизни как таковой.
Во-вторых, нужно построить и модифицировать развивающую среду таким образом, чтобы она была максимально благоприятна для психического развития каждого ребенка, его внутреннего мироощущения. Учебно-воспитательный процесс строим по гибким схемам, для своевременной корректировки, изменения и трансформирования его в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые поступили в ДОУ.
В-третьих, необходимо помочь каждому конкретному ребенку в решении тех проблем, которые возникли у него самого во взаимосвязи с окружающей его средой. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям продумывается комплексная система действий, конкретных мероприятий в совокупности со специалистами и родителями, что позволяет
преодолеть или хотя бы скомпенсировать возникшую проблему психического состояния ребенка.
Очень важно помнить и осознавать, что отношение взрослых к ребенку влияет не только на становление личности, но и на психическое здоровье детей.
Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
— доверие к ребенку;
— уважительное отношение;
— в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
— родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
— детей нельзя обманывать;
— делать хорошую мину при плохой игре, так как дети очень чувствительны к фальши;
— меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в его пользу;
— для того чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он, например домашние поручения;
— похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
— помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
Можно попробовать метод воспитания радостью от собственноручно сделанной вещи. Даже если родители не очень искусны в умении мастерить, им будет намного интереснее научиться этому вместе с детьми. А уж если ученик превзойдет учителя-папу или маму! Сделать вместе много можно очень много: готовить, конструировать, ремонтировать, шить, всего и не перечислить. Обучение труду повышает самооценку, делает ребенка самостоятельным и сближает всех членов семьи.
Важный фактор становления у детей психологического здоровья — наличие у окружающих ребенка взрослых (родителей) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.
Кахай Рамазанова, завотделением п/н №2