Шестого апреля в Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова прошла премьера спектакля-концерта «Я вернулся в мой город».
Проект, рожденный в Дагестане, реализован режиссером из Санкт-Петербурга Дмитрием Павловым совместно с дирижером Эмилией Шихрагимовой на грант Президентского фонда культурных инициатив.
«Это ответ смерти и ее искупление, предстояние перед городом, знающим наизусть радость и трагедии своих поэтов», — так в интервью нашему изданию описывал спектакль, основанный на произведениях Серебряного века, сам режиссер.
Стрелка Васильевского острова. Тревога. Люди. Звучат строки Осипа Мандельштама «Я вернулся в мой город», становясь камертоном, задающим тон трагическому размышлению о судьбе художника, противостоящему времени.
Там, в толпе — проводники и резонаторы, поэты, чьи голоса пробиваются сквозь гул и уже никогда в нем не исчезнут.
Мебель разрушена и разбросана, словно после обысков. Стулья, шкаф, стол – все утопает в черной Неве. Вода лишает предметы жизни, превращая их в осколки истории.
Абажур, одиноко светящийся над столом, словно холодная луна, извлекает из мрака тени человеческих судеб.
Сценография Дмитрия Павлова — завораживающая метафора, предвещающая его исследование роковой несовместимости творца и режима.

Фото: Леонид Мочульский.
Как отмечал Павлов, мы видим «как утопает в памяти-Неве мебель, интерьеры квартир, приметы и символы утраченного времени, хранимого городом. В этом многослойном палимпсесте — архивов, репрессий, изломанных судеб, как в амальгаме реки, будет призрачно отражаться великое и мрачное прошлое, вглядываясь в наше по сути не меняющееся настоящее».
В спектакле звучат произведения выдающихся поэтов: А.Блока, В.Брюсова, М.Цветаевой, А.Ахматовой, К.Бальмонта, И.Одоевцевой, Н. Гумилева, Б.Пастернака, В.Маяковского. Хоровая музыка современных композиторов, таких как С.Екимов, С.Плешак, Д.Смирнов, Г.Свиридов, В.Ходош, М.Таривердиев, В. Орлов, В.Поляков, Е. Подгайц также написана на стихотворения классиков Серебряного века.
На сцене нет актеров. Как признается режиссер, он искал тех, кто сам создает слово, кто подлинно существует в поэтическом контексте. Так главными действующими лицами стали поэты из Дагестана: Фазир Муаллим, Аида Бабаева, Магомедрасул Мусаев и Саидат Лугуева.
Современные поэты, вступая в диалог с прошлым, смотрясь в него как в зеркало в этом пространстве «проклятых стен», не перевоплощаются в поэтов ушедшей эпохи, но пробуждают их голоса.
С самого начала действия зрителя не покидает предчувствие трагедии. Гонения и изгнание становятся неизбежной участью, а эхо непримиримой борьбы разносится сквозь время.
Да, предметы уйдут на дно, сменится строй, не останется в истории имен «чернил и крови смесителей», но и столетие спустя будут звучать голоса поэтов — как приговор эпохе и ее свидетельство.
Гадис Мухлухов