На следующей неделе исполнится 150 дней, как Сергей Меликов возглавил Республику Дагестан. «Молодежка» попросила экспертов оценить деятельность главы за этот период.
«Нет, я не стану оценивать Сергея Алимовича как политика, — делится размышлениями с «Молодежкой» ректор аграрного университета Зайдин Джамбулатов. – Слишком невелик срок его пребывания у руля. Но я скажу о другом – о человечности. Все эти встречи руководителя региона, его поездки, тематические совещания демонстрируют: он желает вникнуть в детали, разобраться и быть полезен республике. Изменить имидж Дагестана как региона проблемного, кризисного – на цветущую республику, где благополучно чувствуют себя местные жители и куда с удовольствием приезжают гости».
Обозреватель Артур Слепцов полагает, что такой стиль управления как раз таки сообщает о методах Меликова-руководителя. Это типичное «ручное управление».
«Конечно, более распространенный вариант политического менеджмента выглядит иначе. В демократических правовых государствах работают институты, выполняющие те или иные свои функции. Руководитель страны там занимает позицию общего координатора, он не становится «спасателем» из службы 911», — считает аналитик.
Но в Дагестане институтам еще только предстоит окрепнуть и встать на ноги. А пока, принимая то или иное решение, Сергей Меликов прямо по ходу действия расширяет рамки своей компетентности.
Он явно желает вникнуть, разобраться, углубиться в ту или иную конкретную тему. Дабы решение было продуманным и взвешенным. А еще чтобы оно не было навязано коррупционными, клановыми или еще какими-либо групповыми интересами.
«Этот стиль делает руководителя менее зависимым от чьих-то манипуляций, но он требует большой сосредоточенности и работоспособности. Похоже, главу это не пугает: утомленным и подавленным он не выглядит», — заключает Слепцов.
Очень показательна в этом плане встреча Сергея Меликова в середине января с дагестанскими журналистами. Врио главы уверенно отвечал на вопросы СМИ, демонстрируя свою осведомленность по самому широкому кругу вопросов – о статусе земель республики, об инвестициях, о социальных лифтах, о кадровом резерве, о ситуации в конкретных населенных пунктах и т. д.
С точки зрения еще одного эксперта «Молодежки», профессора ДГУНХ Шахмардана Мудуева, следует разделить оценки работы Меликова на периоды до и после октябрьского назначения. У эксперта уважительное отношение к Меликову-гражданину. Однако некоторые кадровые решения вызвали у профессора вопросы: «Нет опыта, нет результатов и достижений. Скоро начнутся замены, если к их работе отнесутся требовательно и ответственно».
Шахмардан Мудуев как раз считает, что руководитель региона должен точно подбирать назначенцев и строго спрашивать, а не подменять их работу, глубоко вникая в ту или иную отрасль: «Заниматься мусорной проблемой, любыми вопросами местного самоуправления вовсе не дело главы, он должен от них жестко спрашивать за мелкие упущения. Еще не время критически оценивать всю деятельность главы республики, но предотвращать возможные ошибочные шаги дагестанское общество обязано. Нам всем отвечать за будущее Дагестана», — заявил экономист.
Политолог Эдуард Уразаев считает, что «Сергей Меликов показал себя более открытым и искренним человеком, готовым вникать в трудные проблемы, вырабатывать комплексные и эффективные пути их решения».
Обозреватель отмечает действия Меликова в условиях ЧП: «Налажена была оперативная реакция на многочисленные происшествия и чрезвычайные ситуации в виде отравлений, интенсивных дождей, сильных ветров, оползней, резонансных убийств и скандальных разоблачений. Не все обрушившиеся проблемы удалось решить сразу, особенно с мусором, но в этом случае у Меликова не было хорошего выбора».
И на социально-экономическом направлении: «По большинству статистических показателей с октября по декабрь наблюдается рост, позволивший превысить соответствующие годовые темпы ряда соседних и других регионов России. Из-за пандемии коронавируса произошел спад в торговле и сфере услуг, но и он не так велик, как во многих других субъектах РФ. Значит сохранилась управляемость процессами со стороны органов власти и местного самоуправления, налажен контакт с бизнес-сообществом».
Позитивно Эдуард Уразаев оценивает и кадровую политику руководителя республики: «Врио главы РД продолжил обновление правительства, администрации главы и правительства РД, других руководящих кадров, назначая в основном лиц, имеющих опыт, квалификацию и незапятнанную репутацию».
Таким образом, стартовый отрезок деятельности врио главы эксперт рассматривает в одобрительных тонах: «Продолжена антикоррупционная кампания, хотя многое зависит от федеральных органов власти. Поэтому в целом итоги 150 дней правления Меликова считаю положительными».
К тому же Эдуард Уразаев предлагает учитывать, в каком состоянии новый руководитель принял республику: «Хотелось бы большего, но надо учитывать, что ему достались накопившиеся тяжелые проблемы и серия происшествий».
* * *
Кстати, сам Меликов, обозначая свои подходы, вовсе не имеет в виду, что он в одиночку, без поддержки жителей республики, так и будет бросаться «на амбразуры». Комментируя одну из конкретных острых ситуаций (в поселке Тарки), врио главы прямо сказал: он сторонник того, чтобы проблема решалась во «взаимодействии государственных органов, институтов гражданского общества, представителей религии и активистов».
Арсен Гаджиахмедов