Журналисты – народ веселый, и у причала в расположении 106-й бригады шутили: мол, побывать в «Татарстане» можно, не покидая Махачкалы. Речь шла о сторожевом корабле с названием, как у поволжской республики.
Его командир — капитан 3-го ранга (то есть майор в сухопутной классификации) Владимир Поденежный — не заставил себя долго ждать. Худощавый, по-военному подтянутый, он энергично спустился по трапу на берег, пожал каждому прибывшему на встречу журналисту руку. И пригласил на экскурсию по «Татарстану».
Это, кстати, флагман Каспийской флотилии. Что такое флагман? Это корабль, на котором в море находится командующий флотилией. Здесь же расположен флагманский командный пункт, оборудованный средствами управления.
«Татарстан» — внушительное судно примерно 100-метровой длины. Там, в одноименной республике, а точнее на судостроительном предприятии в городе Зеленодольске, он и был возведен в 2003 году.
Это многоцелевой сторожевой корабль с управляемым ракетным вооружением ближней морской зоны. Состав экипажа — около 100 моряков. В Каспийской флотилии у него собрат — похожее на него судно с названием… «Дагестан».
Владимир Поденежный охотно рассказывает о функциях корабля. Он способен вести сражения как с надводными и подводными, так и воздушными целями. Корабль оснащен артиллерийским, противокорабельным, зенитным и противолодочным вооружением.
«Татарстан» умеет прятаться от самолетов: командир рассказал об эпизоде, когда летчики с воздуха не могли найти корабль в открытом море (!) – при том что с судна летательный аппарат был уже виден.
Всех нюансов командир выдавать не стал, но смысл маневра — расположить судно так, чтобы корабль по отношению к морю и линии горизонта сливался с окружающей средой.
«Только после того, как сами себя показали, с самолета смогли нас увидеть», — пояснил Владимир Юрьевич.
С неменьшим удовольствием Поденежный говорит о вооружении корабля. Например, противокорабельный ракетный комплекс «Уран» с крылатыми ракетами – их на корабле восемь. Он бьет по целям на расстоянии 100 километров и далее.
Впечатляюще выглядит артиллерийская установка АК-176. Она способна стрелять со скоростью 120 выстрелов в минуту и достает цели на высоте до семи километров.
А вот почти семитонный зенитный ракетный комплекс «Оса». Она жалит ракетами на расстоянии до 15 км.
Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности. Кроме того, на корабле установлено оборудование, которое позволяет избегать его радиотехнического обнаружения – например, с воздуха самолетами противника. «Чтобы атаковать, нас еще найти надо», — шутит Владимир Юрьевич.
Корабль состоит из десяти водонепроницаемых отсеков. Проникая — в случае пробоины — в один либо даже в два или три из них, вода не затопит весь «Татарстан» — судно сохранит плавучесть и останется на поверхности.
Мы же вместе с командиром спускаемся в глубь корабля, знакомясь с внутренними помещениями. Судно предназначено (при необходимости) для многодневного и даже многонедельного пребывания в море без заходов в порты – в этом случае его снабжение топливом осуществляют дозаправщики.
«А так называемый эффект космонавта, то есть психологического утомления друг от друга?..» — спрашиваю у капитана третьего ранга.
Владимир Поденежный подробно излагает, как этого избежать. В частности, моряки выполняют различные задания и сосредоточены на них. Кроме того, корабль большой, здесь есть чем заняться на досуге: спортивная подготовка, чтение книг, получение информации о ситуации в прикаспийском регионе и т. д.
Кормят моряков сытно, в частности, обед и ужин состоят из двух блюд, в рацион включено мясо, крупы, овощи и другие продукты. А вот употребление алкоголя на борту запрещено.
Не могут военнослужащие и пользоваться мобильными телефонами — при выполнении задания и выходе в море.
А функции у корабля могут быть самыми разными. Помимо умения атаковать и защищаться от вооруженных сил противника, «Татарстан» может нести дозорную службу, участвовать в конвойных операциях и охране морской экономической зоны.
В ходе общения капитан третьего ранга отвечает еще на один откровенный вопрос: не дискомфортно ли ему, балтийцу, жить и служить в Дагестане? И каково его семье здесь?
Владимир Юрьевич приводит в ответ такой факт: в родных краях — в Калининградской области — он не был уже шесть лет. Не ездит туда в отпуск. Почему? «Не тянет». А если развернуто: зачем для отдыха покидать республику с солнечным климатом, морем и возможностями туризма (конкретно был назван Дербент в этом плане)?
«Напротив, мои родители приезжают ко мне сюда», — добавил Поденежный.
Беседуя с другими офицерами флотилии, я понял, почему приезжие моряки не воспринимают Дагестан как что-то неприятное для себя. Махачкала вместе с Каспийском (это пункт базирования флотилии) представляет собой крупную агломерацию – общее население с пригородами уже перевалило за миллион человек.
То есть это не какая-то глухая деревушка где-то на окраине. Здесь есть различные возможности проведения досуга – кафе, кофейни, театры, кинотеатры, парки, крупные торговые центры, объекты развлечения для детей, аттракционы, поездки в горы, любование природными красотами и т. д.
Теплый южный климат также по нраву многим приезжим. А дети офицеров быстро находят общий язык с местными ровесниками, идя в обычные здешние школы.
Военнослужащие охотно остаются здесь на годы. (Например, Владимир Юрьевич служит в Дагестане уже десять лет.) Есть даже случаи, когда люди подумывают о том, чтобы остаться в полюбившейся горной республике и после службы.