Одна из основных проблем системы образования Республики Дагестан – существующие разрывы в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями, работающими в разных условиях, определяемых развитостью инфраструктуры, социально-экономическими условиями, низкими темпами обновления состава педагогических кадров и уровнем владения ими профессиональными компетенциями.
Первые шаги в решении проблемной ситуации с доступностью качественного образования в республике были сделаны в 2018 году в рамках реализации мероприятия ФЦПРО на 2016-2020 годы «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов», поэтому в республике уже имеется опыт идентификации школ с низкими результатами, в основном к ним относятся школы сельской местности, где инфраструктура развита слабо и отсутствуют ученики старших классов. К ним же относятся малокомплектные школы, которые являются единственными в населенных пунктах и имеют менее 70% классов с наполняемостью менее 12 человек. В 2018 году в рамках этого проекта была разработана методика идентификации школ, по которой были выявлены школы, нуждающиеся в методической и финансовой поддержке.
Но решить полностью проблему качественного обучения и обеспечения равного доступа к нему всех детей не удалось по следующим причинам: отсутствие системности в работе методических служб разного уровня, муниципальных и региональных стажировочных площадок по вопросу обмена опытом, распространения передовых инновационных практик; навыков использования ресурсов сетевых (виртуальных) методических объединений по предметным областям и отсутствие аналитического инструментария для эффективного управления образовательной организацией.
Для изменения в регионах ситуации с обеспечением качественного образования ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» реализует с 2020 года проект адресной помощи школам с низкими образовательными результатами «500+». Проект предполагал организацию методической и ресурсной поддержки образовательным организациям, отобранным для участия в нем. В рамках проекта в каждом регионе отбираются и проходят подготовку специалисты – кураторы, непосредственно посещающие школы с высокими рисками низких образовательных результатов, с целью разработки дорожных карт и принятия мер поддержки.
В 2021 году для участия в проекте «500+» были заявлены 155 дагестанских школ с низкими образовательными результатами из определенных под этот статус в 2020 году 474 школ республики.
Реализация проекта «500+» усилит работу по повышению качества образования, обеспечив при этом поддержку школ с низкими образовательными результатами, работающих в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащимся с проблемами в обучении.
В помощь регионам в рамках проекта «500+» сформированы методики адресной поддержки школ с низкими образовательными результатами по кадровым и содержательным вопросам, включая формирование новых кадровых ресурсов. В штате школ должны появиться руководители с большим управленческим опытом, а также методисты и высококвалифицированные педагоги-наставники.
В то же время реализация проекта связана с системами оценки качества, обеспечения профессионального развития педагогов, мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций.
Проект «500+» предполагает работу с муниципалитетами. Необходимо отметить, что опора на муниципальный уровень предполагает выстраивание системы взаимодействия между региональным органом исполнительной власти и муниципалитетами. Также реализация проекта в республике позволяет школам получить необходимую поддержку на федеральном уровне по вопросам создания качественных документов, необходимых для успешного функционирования школ.
Особенность проекта «500+» состоит в том, что его реализация невозможна без сформированности в республике всех направлений управленческой деятельности. Ценность проекта состоит не только в помощи отдельным отобранным школам, а в выстраивании моделей взаимодействия, при которых адресную помощь, ресурсную и методическую поддержку могут получать все образовательные организации республики в зависимости от индивидуальных потребностей.
Румина Исабекова, региональный координатор проекта «500+»