Махачкалинка Джамиля Лямаева после покупки новой машины решила попробовать себя и в новом амплуа –поработать в такси. В разговорах с подругами девушка шутя называет себя «грачиней» и знатоком тонкостей дагестанского извоза. Корреспондент «Молодежки» покаталась с Джамилей по городу и узнала много интересного.
Первый шок и легкие деньги
– Собравшись работать в такси, я заранее для себя решила, что людей возить не буду, – рассказывает Джамиля. – Это можно обговорить с фирмой заранее, когда выбираешь тариф. Сначала я сотрудничала с одной известной компанией, работающей с клиентами в основном через мобильное приложение. Но там я сделала всего одну доставку, и то оказалось, что это обычный вызов – человека отвезти. Представляешь мой шок, когда я увидела, что девушка садится ко мне в машину? Я удивленная спрашиваю: «Девушка, у вас не доставка?!»– «Нет». Знаешь, как-то не по себе стало, когда впервые у тебя в машине сидел посторонний человек и ты должна была ехать по его правилам. А я без музыки не могу ездить, поэтому говорю ей: «Можно я музыку включу?» Хорошо, что она была не против.
У меня такие странные эмоции были после этой первой поездки. Я даже записала сториз в Instagram, сказала, что это был первый и последний раз, когда я везла человека.
Знаешь, почему клиентов не хочу возить? У меня один раз был такой случай. Я села в такси и чувствую неприятный запах. Было неудобно спрашивать у водителя, в чем дело, почему такой запах в салоне, но я все-таки спросила. А потом обратила внимание, что за водительским сиденьем в кармашке лежит памперс. Просто использованный памперс! Говорю ему: «Может, это от памперса?» А таксист в шоке: «Там памперс?!»
Брат мне советовал устроиться в женское такси. Оно стоит дороже, чем обычное, но я не хочу иметь дело с женщинами, потому что они вот такие вещи делают.
Я, например, сажусь в такси,– всё, больше не двигаюсь. И детей своих так приучаю: аккуратно сидите, сели в такси – молчите, не разговаривайте. А у нас люди садятся – на всех креслах следы от их обуви.
Еще была история. Села я в такси – сиденье мокрое. Водитель говорит: «Я женщину с детьми с моря вез». Еще, говорит, он у нее заранее спросил: «Вы мокрые?» Она сказала, что нет, переоделись. А я в гости ехала, нарядная была – пришлось домой возвращаться после мокрого сиденья, чтоб переодеться.
Поэтому думаю: зачем мне это надо? У нас люди безалаберные. Не все, конечно, но таких много.
Работа таксиста очень сложная, хотя можно подумать: да что там, едешь и всё, деньги зарабатываешь. Под наших людей подстраиваться очень тяжело. Работать с ними в Дагестане – это ад.
Если захочу начать возить людей, могу позвонить в фирму и сказать, чтоб подключили меня, но пока я не готова к этому ни морально, ни физически.
Чем мне нравится доставка? Например, один раз было много заказов. Из всех я обратила внимание на один – там девушка пишет, что нужно купить в гипермаркете продукты. Просто зайти туда, купить и привезти их. Думаю, дай посмотрю, что там нужно купить. Звоню ей, спрашиваю. Она отправляет мне список. Там яйца, огурцы, хлеб, сметана, молоко. Я думаю: ну, ничего, нормально. Зашла в магазин, звоню ей, уточняю, какие огурцы взять, какой хлеб: батон или такой, такой… Все купила. Я была рядом, и это не составило мне труда. За эти 15-20 минут я заработала 300 рублей. Таких клиентов я буду любить (смеется).
За то, что ты идешь и покупаешь, отдельно тебе не платят. Оплачивается время, которое ты тратишь на заказ.В принципе, ничего сложного нет. По крайней мере, для меня. Хотя там комментарии такие бывают. Один заказ: такого-то и такого-то таксистов не отправлять. Другой заказ: эту машину вообще никогда не отправлять. Мне даже интересно, что у них там такого произошло.
Страшный сон таксиста
– Еще один напрягающий момент есть в работе таксиста – путаница в адресах. В Редукторном, например, постоянно проблемы. Дают новые названия улицам, меняют нумерацию. Вчера ищу по навигатору. Вроде туда приехала, а на самом деле вообще не туда. «Мочила» там круги. Я уже машину оставила и пешком пошла, потому что и грязь там такая была, и дороги разбитые.
Кстати, о дорогах. Дороги дурацкие. Мне, например, машину жалко. Ты едешь и «ловишь» эти ямы, после которых можешь просто без колеса остаться. Мне уже во сне, кстати, снился кошмар, что я «поймала» яму и у меня все колеса кривые, одно вообще отвалилось (смеется).
Автозапчасти и чехол для телефона
– Заказы на доставку делают не только женщины. Бывают и мужчины. Вообще моим первым заказчиком на доставку был мужчина – нужно было отвезти автозапчасти. Оставили, кстати, неплохие чаевые.
Еще один заказ был – девушка попросила в салоне сотовой связи купить чехол за 500 рублей. При этом доставка этого чехла обошлась ей в 250 рублей. Непонятно, зачем ей нужно было просить об этом водителя такси, ведь она могла сама в любое время поехать и купить его, да и вообще в любом месте его купить, потому что это был обычный чехол.
Работая на доставке, нужно иметь при себе деньги, потому что часто ты сам оплачиваешь заказ, а потом берешь их у клиента. Проблема наших таксистов в том, что у них не бывает то налички, то мелочи, то сдачи.
Запретные заказы и фирменный грабеж
– Оказывается, есть то, что таксисту запрещается перевозить, – животные, деньги и золотые украшения. Непонятно, почему животных нельзя, мне это было бы несложно, но правила есть правила. Фирма сказала, что нельзя. Ну, и в первой фирме, с которой я работала, мне сказали: если сигареты или пиво попросят купить, не соглашайся. Это тоже табу. Не такое категорическое, как в случае с животными, деньгами и золотом, но все же. Ну, типа, зачем тебе это надо?
Если у тебя хорошая машина, считают водители, лучше идти на тариф VIP. Там бывают все крутые. Мне советуют: давай, попробуй себя там. Я говорю, какая-нибудь фифа попадется мне, которая меня взбесит… А там, рассказывают, действительно бывают такие – все им не нравится: а почему в машине так грязно, а что там это, а там – то, эту музыку выключи, эту включи…
Я хочу продолжать работать в такси, потому что это неплохой заработок. Это выгодно. Когда у нас в Дагестане молодые ребята говорят, что это невыгодно, что не бывает заказов и все такое, они лукавят. Они просто не хотят работать.
Я знаю людей, которые таксуют в свободное от основной работы время, на выходных. Доставка еще выгодна и тем, что ты можешь взять несколько заказов в одну сторону. Можешь в одном направлении взять два-три заказа и везти их. Так ты меньше бензина тратишь и времени.
И обязаловки нет. Мне никто не говорит: «Ты начала с нами сотрудничать – давай, выходи каждый день, работай». Не захотела – не вышла. Я им ничего не должна, путевку же оплатила.
Сейчас я работаю уже в другой фирме. Буду теперь только там, потому что, во-первых, у них доставка стоит дороже, чем в предыдущей. Во-вторых, у них можно купить смену. Вот я, например, за неделю вчера заплатила 700 рублей. Получается, я плачу им 100 рублей в день, и всё, с заказа я никому ничего не отдаю. А в предыдущей 18% от каждой поездки я должна была отдавать – 15% компании и 3% таксопарку. Например, отвезя ту девушку, о которой я рассказывала, я заработала 166 рублей за заказ, но из них получила только 123 рубля. 43 рубля они у меня удержали. А мне какой смысл так работать? Это грабеж. Вот тебе тонкости дагестанского извоза.
Бэла Боярова
Читайте также «Таксичное» производство. Махачкалинский таксист о странных клиентах и жадных коллегах