Психолог – о причинах детской агрессии и преступлений
Один за другим минувшей осенью в учебных заведениях Махачкалы произошли два резонансных инцидента. В техническом колледже один из учащихся пырнул другого ножом. А в средней школе №51 школьник убил одноклассника в драке, тоже использовав нож. Разбираться в произошедшем — правоохранительным органам.
Но есть и другая сторона вопроса — воспитательный процесс и психологическая среда в семьях и школах. С чем, судя по всему, не все в порядке. Теперь уже с этим никто не спорит, а напротив, обозначают как причину этих печальных событий.
Откуда берется агрессия, что сегодня происходит с детьми и как не потерять своего ребенка, «Молодежке» рассказал семейный и детский врач-психолог Гаджи Шамов.
– С детьми происходит то же самое, что и раньше, только в другом формате. Современные тенденции — раннее взросление, малоподвижный образ жизни, зависимое поведение, проблемы опорно-двигательного аппарата, дефицит качественного общения, аутистические черты…
– Есть в психологии конкретное объяснение произошедшей трагедии в школе?
– Есть общие обстоятельства, тиражирующие подобные преступления, о которых стоит нам говорить, и есть конкретный случай в школе №51, в котором разберется полиция.
Так вот об обстоятельствах. Что способствует таким инцидентам? Назову четыре главные причины. Не про всех – про большинство.
Первая причина – конечно же, сказывается отсутствие здоровой обстановки дома. Детям не хватает ласки, внимания, любви. Не хватает им совместных дел с родителями, семейных праздников, общения. Зачастую родители очень скупы на слова поддержки и похвалы. Зато в изобилии критика, гнев и оскорбления. Особенно это касается отцов, которые нивелировали свои обязанности только супружескими отношениями. Вечно занятые, уставшие от проблем на работе, раздраженные из-за требований школы по домашним заданиям, озлобленные друг на друга, родители не знают, как воспитывать ребенка. Этот навык, даже если и был в начале совместного пути, атрофируется напрочь. Он легко заполняется суррогатом – игровым интернетом, телевизором.
Ни один стресс не проходит мимо ребенка. Травмированный ребенок подавляет эмоции, озлоблен на мир, погружен в комплексы. Он вынужден выживать. А его психика, еще совсем не зрелая, приобретает патологические черты.
Вторая причина – нездоровый ребенок. Психически нездоровый, психологически незрелый. Чем дольше откладывается визит к специалисту и лечение, тем больше кристаллизуется проблема, меняя под себя характер, поведение человека, ход мыслей, отношение к миру.
Третья причина – отсутствие фильтра при приеме ребенка в школу. Фильтра в виде полноценной диагностики его готовности к школе и особенно прояснения психического статуса ребенка. Ну не принимайте вы нездорового, незрелого, преступного или подозрительного на предмет психической болезни ребенка! Отправьте его на лечение. Не секрет: если ментальный возраст ребенка не соответствует уровню здоровых сверстников и тем более если у школьника определенные стойкие проблемы с психикой, то он либо не должен учиться в обычной школе, либо продолжает занятия при дополнительной работе и под контролем специалистов. Для этого существуют коррекционные школы, классы и специалисты: тьюторы, школьные психологи, детские неврологи, педиатры, педагоги-дефектологи, детские психиатры.

Фото: pixabay.com.
При нарушении этого правила в коллектив могут попасть дети с пограничными состояниями, с различными малозаметными, на взгляд обывателя, расстройствами психики, дети с преступным характером. К тому же в самом классе у детей формируется «жертвенное и агрессивное» поведение, и их невольно либо намеренно высмеивают за их недостатки, вовлекают в травлю. Не занят такой ребенок учебой, не готов, не может, даже если очень хочет. Чему же он учится, вынужденно приходя и отсиживая время в школе? Вопрос риторический.
Четвертая причина – перегрузки в школе, стресс. Уставшие учителя, которым приходится работать на «максималках» в этой упрямой, неповоротливой системе образования с безразмерным классом и с совершенно разными детьми. Они вынуждены гонять учеников по программе. Тут нет места ни для педагогического творчества, ни для личного примера, ни для деловых игр с детьми. Главное для них – не отстать от программы и всех опросить. Происходит профессиональное выгорание.
И это совсем не стыкуется ни с какой психологией. Невольно появляются «любимчики» и «слабенькие». В каждом здоровом «слабеньком» есть потенциал, но кто его будет раскрывать? Если нет ни сил, ни времени. В этой гонке на выживание никому ничего не нужно. Даже зачастую и самим родителям, им сложно в этом разобраться. А ведь стоит только попасть такому ребенку к психологически совместимому учителю, как он влюбляется в наставника и в его предмет. И вот глядишь, слабый троечник – уже твердый хорошист или даже отличник. Сколько таких примеров я нахожу на своих консультациях!
– Как могут дети – с минимумом жизненного опыта – быть настолько жестокосердными, откуда такая агрессия?
– Она есть с рождения — как инстинкт для формирования и отстаивания личных границ. Так как человек, по мнению ученых, – социальное животное, он учится агрессию контролировать либо выражать ее другими словами и поведением. В подростковом возрасте идет перестройка организма, активно растет тело, формируются мышцы, играют гормоны. Подростка тянет на юношеский максимализм и агрессию. Недостаток знаний, опыта коммуникации только усиливают тягу.
Удивляться не приходится. Для этого все делалось и в семье, и вокруг. Повторюсь – отсутствие близости, привязанности в семье, открытости и доверия, замена воспитания постоянной критикой и наказаниями эмоционально опустошают ребенка, порождают озлобленность, цинизм. Высокие ценности, глубокие чувства, сложные размышления заменены на боевой спорт, интернет и всякие модные веяния.

Фото: pixabay.com.
– Как понять, что у маленького человека проблемы?
– Он вдруг стал замкнутым, отстраненным. Все чаще запирается в своей комнате, устанавливает пароли на гаджеты. Не смотрит в глаза, говорит нелогично. Дружит с новыми интернет-людьми, от которых фанатеет, не спит ночами. Пребывает в грусти, печали. У него быстро сменились интересы.
Что делать? Поговорить с ним, расспросить о ситуации в школе. С кем дружит, чем дышит, о чем говорит. И проводите больше времени вместе…
Ясмина Абдулова
Читайте также Как не развить в ребенке ненависть к учебе