Мнение психолога
Отзвенели первые школьные звонки, позади торжественные линейки, букеты и хлопоты. Впереди самое интересное и часто самое трудное – учиться, учиться и еще раз учиться, как завещал сами знаете кто (привет олдам).
Как не отбить у ребенка желание ходить в школу и не стать неврастеничкой, ждущей выходных больше, чем само чадо? Делать уроки вместе со школьником или нет? Эти и другие вопросы «Молодежка» задала практикующему психологу — кандидату психологических наук Патимат Нурмагомедовой.
– Патимат, как понять, готов ли ребенок к школе?
– Первое, на что мы смотрим, – это изменения в характере ребенка. На готовность ребенка к школьному обучению указывает наличие кризиса семи лет: ребенок перестал интересоваться тем, что ему раньше нравилось, стали обесцениваться любимые игрушки, он больше интересуется другими видами деятельности. Если мы замечаем все это, значит, ребенок начал меняться, ему необходим выход за пределы семьи.
– То есть пора в школу?
– Да-да. У каждого здорового ребенка есть так называемая познавательная потребность. К семи годам мозг меняется настолько, что способен усваивать информацию. И в этом возрасте это становится ведущим видом деятельности, и его уже не так привлекает игра, как какие-то другие виды деятельности. И по этому мы можем определить, что ребенок готов для учебы в школе. А еще у него должно быть желание. Это называется «формирование внутренней позиции». У школьника должен быть интерес к школьным атрибутам, урокам. Здесь главная обязанность родителей – чтобы они не формировали негативное отношение к учебе своими охами и вздохами: «Какая сейчас программа, какие дети плохие, учителям только одно нужно!» У детей не должно быть заложено негативных ожиданий. Если в общем о школе нет негативного представления, то у ребенка бывает желание идти в школу.
– А как быть, если ребенка отдали в первый класс и вроде по возрасту пора было, но желания учиться нет, ходить в школу не хочется?
– Есть несколько моментов. Во-первых, мы смотрим на зрелость или незрелость ребенка. Физиологически он может быть не готов к школе. Это дети, которые не наигрались, их просто рано посадили за парту. Тут дело не в интеллектуальных способностях. Интеллектуально он может быть готов.
Второй момент – интеллектуально ребенок опережает сверстников. Его отдают в школу, он все знает, но личностно он не готов. Ему в игровой форме хочется усваивать информацию, у него как бы другие потребности. Школьная система с ее правилами, строгостями ему не подходит, ребенок еще не созрел к школе, не сформировалась учебная мотивация.
– Что делать в таком случае? Возвращать обратно в садик, забирать домой?
– Если вы видите, что ребенок не тянет учебу, надо посмотреть, почему он ее не тянет. Во-первых, смотрим сложно или легко усваивает информацию. Насколько легко или трудно учиться. Если трудно, но желание есть, то берем репетиторов. Если ребенок усваивает информацию, но все равно не хочет учиться, тогда мы смотрим на то, получает он поощрение или наказание за это. Например, он старается, мучается, но у него не получается, тогда мотивация к учебе будет падать. Если ребенку все слишком легко дается, то у него тоже будет падать мотивация. Надо смотреть соотношение сил, которые он прикладывает к учебе. То есть слишком много он старается или мало старается.
– Если школьник уже большой, – средние или старшие классы, – и тоже не хочет идти в школу?
– Такие моменты надо рассматривать индивидуально. Что здесь: проблемы в школе или проблемы семейного воспитания? Это могут быть внутрисемейные проблемы, проблемы чрезмерных ожиданий от ребенка или школьный буллинг. Каждый случай надо смотреть отдельно, проводить диагностику. Но нужно понимать: ребенок в состоянии учиться только тогда, когда он не в стрессе. Только в точке покоя и интереса ребенок усваивает информацию. Потому что в стрессовых ситуациях организм запускает другие механизмы. И на само усваивание новой информации тратится очень много энергии. Если поход в школу связан со стрессом для ребенка и его семьи, то ребенок не сможет учиться.
– Почему зачастую поход в школу – стресс для всей семьи?
– Когда ребенок идет в школу, он выходит за пределы семейной системы и представляет свою семью в широком обществе. Это часто становится кризисом для семей. Потому что у многих родителей есть установки: ребенок и его учеба являются показателем того, какая я мама. На ребенка возлагается ответственность. И тогда процесс учебы превращается в большую нагрузку.
– Как быть с уроками? Пусть сам все делает, просто контролировать, или делать домашку вместе с ребенком?
– Во-первых, не нужно ждать от ребенка, что он сразу все будет делать правильно. Это очень большая ошибка. Вторая ошибка – это контролировать все. То есть мы помогаем ребенку, если он не может справиться. Если ребенок справляется, тогда мы ему не помогаем, но при этом не требуем, чтобы он все сделал идеально. Ошибки – это часть обучения и это норма. Ребенок может ошибаться, но если мы привьем ему страх перед ошибкой, впоследствии он не сможет легко осваивать новые виды деятельности, легко включаться в какие-то новые проекты. Его будет удерживать страх, что он может ошибиться и получить за это наказание.
Еще один момент: надо снять со школы, с ребенка нагрузку за то, какая вы мама. И перестать воспринимать неудачи ребенка как свои личные. Очень важно, чтобы родители, взаимодействуя с ребенком, не меняли своего отношения к нему в зависимости от его школьных неудач. Я могу быть недовольна тем, что мой ребенок плохо учится, не сделал уроки, но это не значит, что я должна делать из него врага народа или считать его позором семьи. Такие моменты очень важны. Мы часто не замечаем, что ставим отношение к ребенку в зависимость от его школьных успехов.
Анастасия Расулова
Читайте также Молчание не золото