…и не обращать на них внимания
Где нужно поставить ударение в слове «асимметрия», как лучше запомнить, сколько «л» в слове «интеллигент», и что такое «задница» (вовсе не то, о чем вы сейчас подумали) – знает Саид Ильясов, юрист по профессии и филолог по призванию, автор проекта «Твоя грамотность» и книги «Русский язык. Твоя грамотность в твоих руках».
Свою страницу в соцсетях, посвященную правилам русского языка, Саид начал вести еще в 16 лет. Сейчас ему 25, и количество подписчиков его блога только растет. В конце прошлого года Ильясов с проектом «Твоя грамотность» стал победителем Всероссийского конкурса «ПРО Образование 2021». Для участия в конкурсе Минпросвещения было подано более 800 заявок из 72 регионов России.
– Саид, с чего все начиналось и почему юристу вдруг так оказалось важно знать русский на отлично и учить других?
– Мой блог начался в далеком 2013 году с обычных переписок с друзьями, в которых я находил ошибки и публиковал их у себя в блоге, хотя на тот момент не было такого понятия. Оно только сейчас стало таким популярным. Публиковал сначала отрывки из переписок, затем – огромное количество ошибок, которые можно найти в рекламных материалах, особенно если по Махачкале пройдешься. Например, «ГастрАном» на углу Дахадаева и Батырая, если не ошибаюсь, до сих пор висит. Уже девять лет я веду блог, и девять лет этот баннер там висит.
Я не филолог, я юрист по образованию. И обучение на юрфаке МГУ тоже подогревало этот интерес к русскому языку. Здесь есть одна история, я люблю ее вспоминать. История о слове «заднИца». Первый курс, дисциплина «История отечественного государства и права». Я открываю хрестоматию и мне говорят: «Читай документ, статью из «Русской правды» — и такой-то номер статьи. Открываю, текст называется «О заднИце». На меня, естественно, нападает дикий смех. На тот момент я не знал, что ударение ставится именно так – на втором слоге. Потому что на древнерусском языке это слово означает «наследство». Все, что позади нас.
Таких моментов много в юриспруденции. Та же смертная казнь. Насколько это верное словосочетание, для чего мы здесь используем прилагательное «смертная»? Может, все-таки слово «казнь» и так предполагает эту самую смерть и можно обойтись только им? Это тоже могло бы быть ошибкой. Но с точки зрения русского языка словосочетание такое допустимо.
– Юриспруденция подстегнула углубиться в изучение великого, могучего?
– В том числе. Вообще, что меня заставляло изучать русский язык и продолжать продвигать свою страницу? Это определенное раздражение, когда я видел ошибки. Такое у меня продолжалось несколько лет, я был так называемым граммар-наци. Сейчас на ошибки я уже не обращаю внимания, потому что, во-первых, стал понимать, что это абсолютно некорректно. Во-вторых, некоторые люди боятся мне писать или записывать аудиосообщения. Близкие и знакомые об этом откровенно говорят. И действительно, это ограничивает круг общения. Мне это не нравилось, больше не обращаю внимания на ошибки. Это было каким-то подростковым желанием самоутвердиться. Сейчас понимаю, что знание русского языка – это крайне актуальная штука. Быть грамотным теперь модно, я вижу это по реакции тех же подписчиков.
Несмотря на то, что в Дагестане развивается история с ораторским мастерством, мне глубоко обидно, что параллельно не уделяется внимание русскому языку. Каким бы ты ни был потрясающим оратором, если ты скажешь «звОнит» вместо «звонИт», твое ораторское искусство будет выглядеть отвратительно. Все методы, которые ты используешь во время выступления, сойдут на нет.
«ЗвОнит» и «звонИт» – это, конечно, самое банальное, что можно придумать. Полно таких примеров с ударениями в частности.
Я считаю, изучение русского языка очень актуально. Мы не знаем, кем будем, кем будут наши дети завтра. Нельзя допустить, чтобы человек, выступая с трибуны, делал ошибки, о чем бы он ни говорил.
– Где вы учились?
– Я отучился сначала в Махачкале, в лицее ДГУ, девять классов. Перед ЕГЭшной историей переехал в Москву, учился там, чтобы подготовиться на должном уровне к госэкзамену и поступить на юридический факультет МГУ.
– В Махачкале с подготовкой были проблемы?
– Я ни в коем случае не хочу сказать, что в Махачкале невозможно было успешно подготовиться к ЕГЭ. Но на тот момент было очень много скандальных историй с баллами, с разного рода накрутками, когда баллы по русскому языку были крайне высоки на Северном Кавказе. Мне хотелось быть прикрепленным к московской школе для того, чтобы поступить в МГУ. И проверить свои знания. Будешь учиться в таком вузе – тебе надо соответствовать тем знаниям, которыми там делятся. На самом деле определенную нехватку знаний я ощущал, видя других ребят, более подготовленных, которые все время обучения в школе провели вообще по-другому, и это было очевидно. Надо было постоянно быть в ресурсе, подтягиваться.
– Можно ли обойтись без репетиторов и получить высокие баллы по ЕГЭ?
– Без репетиторов абсолютно возможно сдать ЕГЭ на высокие баллы. Это подтверждали, я видел реальные примеры очень любопытных, в хорошем смысле дотошных ребят, которые сами поступали, без репетиторов, сами сидели, готовились к экзаменам. Они до самой сути хотели дойти по любому вопросу. Их идея была в том, что они запоминали те или иные нормы, правила, только если самостоятельно находили какие-то закономерности. И только так у них в голове все откладывалось. Все возможно, но опять же зависит от того, насколько учителя постарались и интерес сумели вызвать к тому или иному предмету.
Репетиторы и школа – это не взаимоисключающие средства обучения. Мы и то, и то можем совмещать. Репетитора выбирают как персонального наставника, зная о чертах характера своего ребенка, понимая, что ему нужна какая-то такая внешняя «палка» в лице репетитора, которая может взбодрить.
– От чего или от кого зависит качество образования?
– В первую очередь качество образования зависит от учителя. На мой взгляд, любого ученика можно заинтересовать. Даже если государство, школа будут внедрять кучу различных новых учебных методик образовательных, какие-то технологии, но это не будет качественно преподноситься на местах учителями, чтобы заинтересовать школьника, то грош цена всем этим нововведениям и методикам, которые активно продвигаются и на которые выделяются огромные финансовые средства.
Я люблю вспоминать своих учителей, в частности Шамалу Мусаевну в лицее ДГУ, в Москве мне тоже очень повезло, у меня была Ирина Леонидовна. Это потрясающие люди, которые огромный интерес прививали мне к русскому языку через различные индивидуальные разработки, можно сказать. Например, в Махачкале нас учили, как правильно писать слово «винегрет» через такое словосочетание – «греть вино». Или «интеллигент». Там две «л», которые мы запоминали с помощью слов «ел ли интеллигент?». Яркие примеры, чтобы они оставались в памяти у учеников. Например, ударение в слове «асимметрИя» запоминали с помощью двустишия «бедная Мария, у нее на лице асимметрИя». Такие фишечки всегда важны, они обязательно заинтересуют ученика. Я в блоге стараюсь придерживаться принципов, которые мне вбили в голову в школе. О сложном нужно говорить просто. Это сложно, но это важно. Потому что так мы донесем информацию до ученика. Схемы, таблички – все это нужно применять.
– Нужно ли что-то менять в существующей системе образования?
– Я бы хотел добавить к тому, что сегодня есть в образовании, профориентацию. На мой взгляд, это в Дагестане недостаточно развито. Она должна начинаться с 4-5 класса и довольно активно продвигаться и поддерживаться. Причем даже в каком-то творческом формате. Например, у нас в лицее ДГУ я инициировал создание школьной газеты «Парта». В какой-то степени она помогала школьникам понять, чем они хотят заниматься дальше. Кто-то хочет рисовать профессионально: мы проводили конкурсы с ДГУ, соответствующими творческими коллективами на лучшие рисунки, на лучшие фотографии. Те, чьи работы поощрялись, понимали, что могли бы выбрать эту профессию. Я знаю одну девочку, которая стала профессиональным фотографом. Кто-то пишет статьи, я был главным редактором, мало сам писал, но при этом все корректировал, сдавал в печать. И при этом весь процесс мне нравился, и, возможно, даже это повлияло на тот блог, который у меня есть. При всем при этом я юрист. Но юриспруденция – такая штука, в которой может найти себя каждый. Хочешь быть футболистом, но при этом по каким-то причинам не можешь – иди на юрфак, занимайся спортивным правом. Хочешь быть врачом, но падаешь в обморок при виде крови, – защищай докторов, занимайся медицинским правом.
В систему образования, на мой взгляд, надо внедрить больше свободы, больше уроков по профориентации. И я бы отходил от того, что называется «общее образование». Большинство разработанных программ сводится к тому, что дети изучают все на свете. И гуманитарные науки, и точные, и естественные. И дети, и родители не очень довольны. Каждый учитель считает, что его предмет главный, и задает такие объемы домашки! Думаю, класса с пятого надо все это сужать в зависимости от интересов ребенка.
– Победа во Всероссийском конкурсе «ПРО Образование 2021» стала неожиданностью? Все-таки столько участников…
– Это было неожиданно, как и все, что связано с моим блогом. Мне неожиданно книгу предложили издать в АСТ. Блогер года – 2021, рассказывающий об образовании. Вдвойне приятно, что это федеральный уровень. Этот конкурс инициирован Министерством просвещения РФ, приятно быть замеченным. Ты что-то делаешь, и на девятый год тебя замечают, причем не на региональном уровне, а на федеральном.
На мой взгляд, это определенный промах у нас в республике – когда молодых ребят не замечают, когда их подростковые интересы выливаются во что-то научное, а это часто игнорируется. Человек из Дагестана рассказывает о русском языке – это такая фишка моего блога. Это во-первых. А во-вторых, это парень, а не бабуля какая-нибудь 80-летняя. И в-третьих, это юрист рассказывает о правилах русского языка.
– Что вы читаете?
– Я очень люблю рассказы Зощенко и Чехова. Зощенко рекомендуют детям читать. Мне очень нравится его юмор, люблю комедии. И поэтому люблю легкое, ненавязчивое, чтобы отвлечься, улыбнуться, что-то полезное для себя узнать. Это несмотря на то, что в заметках я постоянно веду список бизнес-литературы о саморазвитии, лидерских качествах. То, что сейчас модно, актуально. Обожаю последний роман Толстого «Воскресение».
Художественная литература рулит однозначно. Это и то, что сейчас называется «для саморазвития». Сейчас немного другое понимание возникает, когда мы видим такой раздел в магазине. А там совсем другой набор книг. Художественная литература и кругозор расширит, и словарный запас однозначно.
Анастасия Расулова
Читайте также (не) Такой, как все