Осень может быть и меланхоличной, и грустной, и жизнеутверждающей (прикиньте, такое тоже возможно!). Ее можно провести в Париже, Нью-Йорке, маленьком шахтерском городке (это местечко вас точно удивит – там некоторые школьники отбиваются от рук и не хотят дышать угольной пылью, а строят космические аппараты, чтобы сбежать в космос), – и всё благодаря кинематографу. Поэтому заваривайте чай, укутывайтесь в плед и знакомьтесь с очередной киноподборкой от «Молодежки».
«Осенняя соната»
Кто-кто, а выдающийся шведский режиссер Ингмар Бергман умел в меланхолию. Героиня «Осенней сонаты» Шарлота, знаменитая пианистка, хорошо разбирается в музыке и любит ее гораздо больше, чем собственных дочерей, которые уже давно живут вдали от матери, но по-прежнему надеются, что однажды завоюют ее расположение.
Спустя годы после их последней встречи Шарлота приезжает в глухую деревушку, чтобы навестить старшего ребенка… и, к собственному несчастью (да, вот с таким человеком вам придется столкнуться на экране), узнаёт, что ее младшая дочь до сих пор жива – у нее паралич и, по мнению помешанной на совершенстве Шарлоты, ее ну никак нельзя считать полноценной, а значит, нечего ей так упорно цепляться за жизнь.
Получится ли у матери и детей наконец понять друг друга и простить за множество обид, нанесенных в прошлом, или количество обид будет только возрастать из кадра в кадр, пока действо не превратится в шекспировскую трагедию?.. Чего текст читаете? Гоу смотреть великого Бергмана! Только потом возвращайтесь – в подборке еще много достойных картин.
«Ханна и ее сестры»
Картины Вуди Аллена – это практически всегда осень. Меланхоличные уставшие романтики (из-за этой вот усталости и кажущиеся слегка циничными неврастениками), дожди, пожелтевшие листья, пальто, свитера, бесконечный поток шуток, одновременно грустных и смешных, кочуют из одной картины в другую. Но именно «Ханна и ее сестры» – это, пожалуй, самая осенняя лента голливудского классика. Хотя бы потому, что действия фильма (ну вот опять попытайся определить – это все-таки драма или комедия) разворачиваются в самый осенний американский праздник – День благодарения (а вы думали это Хэллоуин? Прячьтесь в тыкву от стыда!).
О чем, собственно, сама картина? Скажем так: все смешалось в доме – нет, не Облонских, – а в доме, где любящие (вроде бы) друг друга сестры Ханна, Ли и Холли вместе со своими вторыми половинками собираются слопать традиционную индейку, выпить много алкоголя и, конечно же, перессориться. Ведь муж одной сестры (Ханны) осознает, что всегда любил другую (Ли), а третья (Холли), не желая отставать от семейных страстей-мордастей, заводит роман с бывшим Ханны. В общем, будет весело и грустно. Типичный Вуди Аллен в расцвете сил.
«Последняя любовь мистера Моргана»
Осень в Париже. Что вам еще нужно? Французы в пальто, Париж в опавших листьях, Эйфелева башня опять-таки на месте (куда же эта архитектурная дылда денется?) – наверное, этого достаточно, чтобы проникнуться осенним настроением. Нет? Ну, тогда очень кстати, что режиссер «Последней любви… ну, вон того мистера, чью фамилию вы все равно будете постоянно забывать, хотя человек он интересный» не стал ограничиваться антуражем и придумал обаятельного, но грустного Мэтью Моргана. Обаятельный он потому, что играет его Майкл Кейн, а грустный, поскольку несколько лет назад у него умерла жена, которую он горячо любил. И теперь он не совсем понимает, как и для чего вообще жить. Работа не приносит удовольствия (он же преподает философию, какое там удовольствие?!), отношения с детьми становятся все хуже (беда Моргана в том, что он, кажется, не может понять: не только он потерял любимого человека, но и его дети, и поди разбери, кому на самом деле больнее и кто кого должен поддерживать), сам Мэтью уже давно не молод и всюду ходит с тросточкой, так что начинать жизнь с чистого листа поздно. Самое время ее заканчивать… По крайней мере, он так думает, пока не встречает Полин – молодую, веселую, влюбленную в жизнь преподавательницу танцев. Именно такую встречу называют судьбоносной.
«Когда Гарри встретил Салли»
Еще один фильм, обыгрывающий главную историю на все времена – встретил мальчик девочку… и пошла его жизнь под откос. Ну ладно, не совсем под откос, но точно круто изменилась. В данной картине мальчик и девочка (ну вы ж понимаете, что на самом деле мужик и женщина) будут встречаться… нет, даже сталкиваться друг с другом постоянно на протяжении многих лет: в аэропортах, кафешках, на вечеринках, чужих свадьбах, – пока наконец не зададутся вопросом: «Да какого черта происходит?! Может, нам уже пора быть вместе?»
А началось для них все 12 лет назад, когда Гарри и Салли случайно встретились в поезде, разболтались, поняли, что смотрят на жизнь совершенно по-разному, и решили, что, наверное, лучше бы им больше не видеться. «Ха-ха», – произнесла в этот момент судьба.
Очаровательная романтическая комедия, в осеннем антураже, смотрится вполне по-современному даже сейчас, когда жанр ромкома сильно преобразился.
«Осень в Нью-Йорке»
Не хватило осени в Париже, получайте нью-йоркский вариант этого времени года. Только приготовьте носовые платочки. И не потому, что простудитесь.
Главный герой картины Уилл – Казанова в летах – постепенно отходит от романтических дел: многих красоток он успел в себя влюбить, да и сам испытывал к ним определенные чувства, но настоящую любовь так и не познал… Пока не повстречал Шарлотту.
Перед нами снова та самая история о вечном. О том, что теперь для Уилла будет существовать лишь «до» и «после». Как и для Шарлотты. Только вот времени на настоящую любовь у героев совсем мало. Шарлотта смертельно больна, и эта осень станет последней в ее жизни.
Критики разгромили картину в пух и прах, обвиняя и в излишней сентиментальности, и ругая за то, что сам режиссер (сейчас бы сказали – режиссерка), кажется, не до конца понимала, о чем снимает – о любви или о смерти, и металась от одной темы к другой. Но простые зрители фильм полюбили. Гляньте эту картину и вы. Хотя бы для того, чтобы понять: вы в душе суровый и требовательный кинокритик или простой зритель, которому не обязательны«все эти ваши вудиалленовские и ингмарбергмановские кинематографические высоты», чтобы насладиться картиной.
«Октябрьское небо»
Чтобы осень не казалась вам сплошной романтикой, перенесемся из Парижа и Нью-Йорка в захудалый шахтерский городишко. Еще и образца 1957-го года. Холод, стужа, безнадега. Юный Хомер Хикем понимает, что в его жизни возможен только один лучик света… и тот – от фонарика в шахтерской каске, которую он непременно наденет, когда его папка (само собой тоже шахтер) решит, что сына достаточно возмужал, чтобы спустить его под землю. Но вот по радио сообщают, что Советский Союз запустил на земную орбиту первый космический спутник… И мальчик понимает, что не хочет лезть в шахту – он хочет достичь неба. И с группой единомышленников начинает конструировать настоящую космическую ракету. Чем сильно нервирует окружающих. Особенно своего папашу.
Фильм основан на реальных событиях.
Руслан Бакидов
Читайте также Лекарства от тревоги. Принимать по 24 кадра в секунду