…считает вокалист одной из самых ярких рок-групп Дагестана
«Любимые песни плотоядных растений» — так называется новый альбом Тимура Багдасарова. Исполнитель широко известен в узких (но шумных и постепенно расширяющихся) кругах ценителей альтернативной дагестанской музыки как вокалист одной из самых ярких рок-групп Дагестана Last Exit и создатель сольного проекта Uber killer. Если вы еще не слышали, о чем Тимур поет, почитайте, что он говорит. Например, что все его песни на самом деле ваши (в определенном смысле, на авторские отчисления не рассчитывайте), а название Last Exit послужило поводом для шутки, которая звучала несчетное количество раз.
Что в имени тебе моем?
– В Питере был случай, когда водитель «Убера» убил пассажирку. Это трагичная история, но само словосочетание, которое пришло в голову в связи с происшествием, – «uber killer» – показалось мне интересным. Я не нашел ни одного исполнителя с таким названием и решил: «Ну всё, оно мое».
А вот название нашей группы Last Exit мне совершенно не нравится. Мы с пацанами сидели в общаге, увидели светящуюся табличку Exit, я сказал: «Слово прикольное, давайте к нему еще одно подберем, так и будем называться!» Вот и вся история, ничего замысловатого. Я прям в одной лодке с Алексом Тернером (смеется). Это вокалист Arctic Monkeys, и он тоже не в восторге от названия своей группы. Они в шутку его придумали, а теперь не могут изменить, потому что это бренд.
У нас масштабы несоизмеримы, и про «в одной лодке» я, конечно же, пошутил, но и нам уже нет смысла что-то менять. Кто нас слушает, знают нас именно как Last Exit. Кстати, когда мы только образовались и на разных сейшенах (музыкальный концерт, фестиваль. – «МД») выступали исключительно на разогреве, ведущие, представляя нас, всегда шутили одну и ту же шутку: «Группа называется Last Exit («Последний выход». – «МД»), но на сцену они выходят первыми». Обхохотаться можно!
В целом, я не отношусь к названиям с каким-то особым трепетом. Я недавно выпустил альбом «Любимые песни плотоядных растений». Если бы плотоядные растения слушали музыку, они были бы в восторге от этого альбома? Не знаю, пусть решает слушатель. Я так считаю: пока я сочиняю песню, она моя. Но когда ее начинает слушать аудитория – всё, она принадлежит ей, каждому отдельному слушателю. Каждый имеет право отыскать там свой смысл (ну или заявить, что его там нет, такое тоже может случиться), и я не буду твердить: «Да вы всё неправильно поняли!»
Ну а что касается названий и откуда они приходят… да откуда угодно! Иногда их может подсказать подсознание, иногда прохожий на улице. А случается так, что приятель из Геленджика по имени Гариб. Я у него однажды спрашиваю: «Ты когда к нам приедешь?» И он выдает шикарную фразу: «Осенью или в субботу». Я подумал: «Это же прекрасная метафора к слову «никогда»». Я почти уверен, что назову так свой второй альбом. Это, конечно же, не означает, что он никогда не выйдет.
Это уже не остановить!
– Я не пишу стихи просто так. Я не кайфую со стихов. Я кайфую, когда слова и музыка сплетаются воедино. Но музыка рождается первой. Я беру в руки гитару, что-то наигрываю. И если в этот момент что-то внутри меня щелкает, внутренний голос говорит: «Тимур, а вот здесь может понадобиться диктофон», – я действительно беру диктофон и записываю. В итоге пытаюсь эту музыку развить, доработать… Но не всегда. Иногда что-то накидываешь и забываешь, и мелодия «пылится» на диктофоне. И прозвучит ли она еще хоть когда-то – вопрос случая.
Но самое сложное в творческом процессе – вовремя остановиться. Когда песня уже более-менее готова, ты переслушиваешь ее сотни раз и при этом очень зря надеешься, что безошибочно найдешь, что исправить. У тебя уши «затираются». Ты помнишь, что поначалу песня тебе нравилась. Но тридцать прослушиваний спустя тебе кажется, что все плохо. Это надо исправить (вполне возможно, что-то хорошее), это вообще выкинуть (вполне возможно, лучшее, что есть в песне), начать все заново. Ты забываешь, что аудитория-то услышит ее впервые, для нее это будет что-то новое. Поэтому очевидно, что лучшее – это враг хорошего.
Но эти «муки творчества», они по какой-то причине одновременно и радости творчества. В конце концов ты выходишь к своим слушателям и играешь им свою музыку. И момент исполнения – это нечто особенное.
Песен всегда мало. Сколько бы ты ни отыграл на концерте, в конце думаешь: «Надо еще столько же».
Концептуальненько
– Собирая альбом, я придерживаюсь концепции по звуку, а не по смыслу. В «Любимых песнях плотоядных растений» есть композиции с ироничным текстом, с меланхоличным, есть что-то очень мрачное, что-то очень личное. В общем, по смыслу они довольно разные. Но их звучание… песни словно продолжают друг друга. По крайней мере, я к этому стремился, и, судя по отзывам, это получилось.
Когда собираю альбом, я очень долго выбираю, что за чем идет. Порядок песен очень важен. По ходу дела пару песен я вовсе выкинул. Ну, точнее, отложил до лучших времен – когда им найдется место в каком-нибудь другом альбоме.
Когда альбом готов, я практически сразу размещаю его на стриминговых сервисах. На таких как «Яндекс. Музыка» и Spotify. Конечно, я слежу за статистикой – бывает интересно узнать, что твою песню послушали во Франции. И мне приятно, если за месяц мои композиции набирают свыше полутора тысяч прослушиваний. Это не какие-то великие показатели, я свой масштаб понимаю, но все равно приятно. И я буду лицемером, если скажу, что мне не нужен никакой отклик. Мне нравится, когда отклик есть. Но первопричина не в этом. Я просто не могу не заниматься музыкой, это из меня прет, я должен брать в руки гитару и что-то сочинять, не представляю себя без этого. Поэтому я считаю, что в музыканте самое главное – искренность. Ну, когда уже обретено мастерство. Просто искренне бренчать что-то на гитаре – это не музыка, конечно же. Искренность и талант – вот что делает музыканта великим.
Начало всех начал
– Для меня все началось с песни Yesterday, которую я услышал еще в глубоком детстве. Понял, что это самое прекрасное, что есть на свете, и начал приставать к родителям с требованием купить мне гитару. Гитару мне купили, в музыкальную школу отправили, и желание стать музыкантом пропало. В школе изучали какие-то классические вещи, а мне хотелось «Битлз» играть.
В итоге школу я бросил, а вместе с ней и гитару. И не вспоминал о ней до 14 лет, пока в очередной школе – я частенько их менял – не познакомился с ребятами, которые тоже увлекались рок-музыкой. Среди них был и Даник (он же Даниял Касумбеков, постоянный участник группы Last Exit. – «МД»). И все пошло по такой классической схеме: мы собрали школьную рок-группу, организовали репетиционную точку в гараже, куда я притащил электрогитару и комбик, а Даник собрал там барабанную установку из коробок, ведра и – не поверите – стоматологического кресла.
Мы что-то там бренчали, состав менялся, но мы с Даниялом всегда оставались костяком группы. Так было, когда мы начали выступать на сейшенах. Так было, когда мы переехали в Питер, желая развиваться и продвигать свою музыку. Так было, когда мы вынуждены были вернуться в Дагестан.
Между нами зародилась своя музыкальная химия еще тогда, в школьные годы. Но в какой-то момент Даник стал уставать от музыки. Музыка способна истощить. Это с Даниялом и произошло. Он сказал, что на время хочет покинуть группу, и я на него нисколько не в обиде за это. Мы 15 лет работали вместе, и я даже подумал: «Ну, что ж, будет интересно теперь поработать одному».
Чуть ранее я уже создал свой сольный проект Uber killer, поскольку давно любил электронную музыку, а Last Exit – это все-таки пост-панк.
Я не знаю, сколько времени понадобится Данику, чтобы снова заскучать по тому драйву, который способна подарить только музыка, но уверен, что мы еще обязательно выступим вместе. Ну а пока я буду творить один. От меня так легко не отделаться!
Руслан Бакидов
Читайте также «Назваться «Иное-иное» и играть очевидное – как-то неправильно»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»