Обычно люди не задумываются, с помощью каких инструментов создавалось кино, которое они смотрят, или каким образом рождался мультфильм. У героя нашего интервью сознание работает иначе, потому что никто не избежит профдеформации. Артак Мкртчян — художник компьютерной графики. Он с самого детства живет модной сегодня профессией. Поговорили с ним о том, как он в нее пришел. Узнали много интересного о тонкостях увлекательного процесса, а главное выяснили — возможно ли 3D-графику реализовать себя в Дагестане.
— Артак, чем отличается профессия 3D-графики от продукта, который производит дизайнер?
— Это две разные профессии — дизайнер и трехмерщик. Вообще изначально 3D-графика не предназначалась для дизайна в принципе. Она нужна была для мультипликации, игр и фильмов. Любая эволюция в 3D-графике связана с этими отраслями. Допустим, первый мультик, который перевернул всю индустрию, был «История игрушек». Проект студии Pixar возглавил Стив Джобс, с него в принципе начался переход с классической 2D-анимации в 3D. Дизайнер — это совсем другое. Больше художественное. Допустим, есть профессия «визуализатор интерьеров». Он ничего не придумывает, а занимается только одним — делает то, что ему дает сам дизайнер. Есть случаи, когда дизайнер работает в 3D-графике. Но это просто инструмент, как карандаш. Не секрет, что 3D-графика сильно развила и дизайн тоже. Потому что все, что можно сделать на компьютере, не сделаешь на бумаге карандашом. У человеческого ресурса нет мощности трехмерного пространства. Все детали, весь фотореализм, которого сейчас достигла в наше время трехмерная графика, совсем другого уровня. Но сравнивать трехмерщика и дизайнера — это все равно что сравнивать художника, который рисует машину, и инженера, который ее создает.
Нет легких профессий
— А какие есть профессии внутри 3D-графики? К какой можно отнести тебя?
— В 3D есть много направлений. Допустим, визуализация или промышленный дизайн, чтобы показать клиенту конечный продукт без его изготовления в реальной жизни. Но здесь интереснее говорить про игры, фильмы и мультики. Чтобы трехмерная модель попала в игру со всеми анимациями, она должна пройти нескольких специалистов. Для начала над ней работает модельщик, который создает персонажа. Вторым этапом идет текстуризация — создается свет и фактура модели. Затем она попадает к риггеру, который делает так, чтобы персонаж начал двигаться. И аниматору, который оживляет модель. Она обретает с ним физику. В конце концов, доходит до композер. Этот человек все соединяет, создает локации и весь мир. А потом визуализатор все это рендерит. Есть еще такая профессия как CG Generalist — человек, который совмещает все эти аспекты. Я больше отношусь к нему, потому что в России это востребовано. Бюджеты у нас маленькие. В Европе и Америке больше работают по принципу разделения работы.
— У тебя есть личная история, как ты пришел в 3D-графику?
— 3D-графикой я занимаюсь очень давно, с 13 лет. В сентябре будет восьмой год. В профессию меня привел отец. Он отдал меня на обучение очень крутому специалисту. Все говорили, что в таком раннем возрасте это гиблое дело, обучиться будет невозможно. Но за два месяца я получил определенные хорошие навыки в программе 3ds Max. После этого пошел дальше. Начал изучать все в YouTube.
— Сложно ли обучиться с нуля?
— Нет легких профессий. 3D-графика — это, конечно, не самая простая штука. Но есть много курсов в интернете, много преподавателей. В крайнем случае, всему можно научиться в YouTube. Это огромный источник знаний.
Нужные скиллы и анимация
— Нужно ли уметь рисовать или достаточно иметь хорошие технические навыки?
— Смотря к какому ты подходишь виду деятельности. Если ты хочешь быть больше, чем просто трехмерщиком, нужно учиться рисовать. Вообще, это полезно каждому человеку. Рисование развивает чувство вкуса. Вот трехмерщику без этого невозможно. Но, если есть технические навыки, ты можешь работать в этом и без рисования. Если ты хочешь быть дизайнером, то обязан уметь рисовать. Но без рисования ты не сможешь работать в 3D, если только моделируешь персонажей. А так — 90% трехмерщиков рисовать не умеют.
— Насколько в Дагестане развито и востребовано это направление?
— Да, здесь это сильно развито. И очень давно. Человек, у которого я учился, в трехмерной графике работает уже 30 лет. Сильно развита у нас визуализация, но очень слабо — анимация. Ну, это понятное дело, потому что мы не в Москве или Санкт-Петербурге, где могут вкладываться большие деньги в реализацию сложных проектов. В принципе в Дагестане 3D-графика — это не чудо, а очень даже занятая ниша. Особенно это касается визуализации дизайна интерьеров.
— Если не секрет, расскажи, у кого ты обучался?
— Его зовут Саид. Он сейчас занимается мультиком «Отважный Джигит». Он когда-то учился этому в Москве, очень сильный специалист в компьютерной графике.
— Вот, получается, анимация у нас все-таки как-то развивается.
— Чтобы создавать анимацию, нужна студия, в которой сто человек будет работать над одним мультиком. Может быть, в будущем будет такая возможность, но сейчас это практически невозможно. У нас была студия «Альтус», но она прогорела. А Саид, создавая «Отважного Джигита», работает на чистом альтруизме и энтузиазме. Делает все практически один. Это неправильно в принципе.
— Кажется, я видела дагестанский мультик, созданный «Альтусом». Он назывался «Аул мастеров».
— Да, кстати, как раз Саид работал в этой компании и 90% этого мультика сделал именно он. Я не скажу, что «Альтус» — плохая компания. Они делали хорошие штуки. Там еще был Гамзат — сильный трехмерщик и 3D-аниматор. Но, мне кажется, Дагестан пока что просто не способен прокормить анимационную студию, которая могла бы производить продукт на уровне Москвы.
— У тебя много заказов внутри республики?
— Да, конечно. Необязательно тут выходить на внешний рынок. Даже по тому же сарафанному радио можно легко найти себе работу. Ну, если это тяжело, можно зарегистрироваться в Behance (это сайт для поиска работы для трехмерщиков, дизайнеров и так далее). Там уже можно найти заказчиков. В Дагестане востребована VFX-графика, в которой 3D смешивается с реальностью, просто моушн-графика и сама визуализация. Уже лет 15 индустрия активно работает.
— На какой заработок, если не секрет, можно рассчитывать в этой сфере и от чего это зависит?
— Суммы я говорить не буду, ведь джентльмены о таком не говорят. Но в принципе могу сказать, что работы много. Она есть — и в Дагестане, и в Москве можно найти. Оплачивается она хорошо и во всех сферах. Да, сейчас появился искусственный интеллект, который давит мышцы многим 3D-шникам, но работать можно. Нет такого, что 3D-шник сидит без дела, если он не лентяй. Знаю по себе, что заказов очень много, порой даже не все успеваешь брать.
— Если бы тебе дали много денег и сказали, что ты можешь придумать сюжет, основанный на 3D-графике, что бы это было?
— Я бы, наверное, занялся мультфильмами. Это прям моя мечта. Может, после я бы перешел на игру. Хорошо бы сделать мультик про Дагестан, но я бы начал делать это в Москве, чтобы о нем узнали все. А если он будет сделан только для дагестанцев, то это маленький охват. Из Москвы это будет трансляция дагестанской культуры на всю страну, и больший заработок в принципе.
Гепард, которого не остановить
— Сильно ли меняются технологии? Надо ли за ними постоянно следить, чтобы «быть в теме»?
— Технологии действительно сильно меняются. Даже возьмем нейросеть, которая уже дает о себе знать. Такая профессия как «моделлер» (человек, который создает модели-персонажей) уже в опасности, потому что нейросеть способна делать это сама. Если видишь что-то новое, те же нейросети, надо это сразу ловить и изучать. Надо быть в тренде, иначе придет тот, кто знает все, и вытеснит тебя.
— Погоди, так ведь вся индустрия под угрозой, выходит, из-за ИИ?
— Я не думаю, что возможно уничтожить всю индустрию трехмерщиков, но это очень серьезная штука. К ней относиться, как к ерунде, нельзя точно. Она свое заберет, и надо быть начеку. Пренебрегать ею глупо. Может быть, со временем работа трехмерщиков подешевеет, может быть, вся индустрия подешевеет. Искусственный интеллект — это только начало. Потому что сегодня искусственный интеллект только картинки делает, а завтра будет вместо гаишников стоять и штрафовать людей. Хотя это тоже уже происходит. Со временем ИИ может заменить тех же нотариусов и бухгалтеров. Это живой мозг, который развивается. Если раньше он был черепахой, то сейчас это гепард, которого просто не остановить. Он все быстрее и быстрее, умнее и умнее. И с каждым днем он накачивает себя.
— А ты видел, как переделали с помощью 3D-технологии советские мультфильмы вроде «Простоквашино» или «Ну, погоди!»?
— Да, и тут 3D все испортило. Не надо было их трогать. Это тот случай, когда мультик должен оставаться в 2D. Эти гениальные продукты вообще невозможно повторить без старых мастеров, которые уже не с нами.
— Какой российский продукт в 3D-графике тебе нравится? Из того, что ты видел в последнее время?
— «Мастер и Маргарита» вышел с шикарной 3D-графикой. А вообще хороших проектов сейчас очень много. Россия вышла вперед в последнее время.
Анжела Гасанова