Он появился буквально из ниоткуда 6 лет назад и почти сразу прочно занял свое место. Оказалось, что даже у именитых историков есть проблема с реализацией книг, которые иногда годами пылятся в подвалах. Другое обстоятельство – у публики неожиданно возник огромный интерес к истории родного края. Он просто помог им найти друг друга. Это принесло ему не только успех, но и смысл жизни. Мой собеседник – создатель проекта «History Books» Назир Магомедрасулов из Хасавюрта.
Никакого бизнеса, только личное
— У тебя ухо поломанное.
— Да, я борьбой занимался. В первый раз сломал в 15 лет. Во второй раз прям жестко поломал в 17, когда стал боями заниматься.
— По-дагестански очень.
— По-хасавюртовски (смеется).
— Кстати, Хасавюрт же не твой родной город?
— Да, я вырос в Кизляре, но часто бывал тут, так как неподалеку наше родовое село Дылым (Казбековский район. – «МД»). Когда спрашивают, откуда я, то говорю, что родом из Дылыма, а живу в Хасавюрте.
— Я надеялся сделать интервью с тобой в Махачкале, но ты сказал, что практически там не бываешь. По тону мне показалось, что тебе не особо нравится столица.
— Просто в Махачкале нет такого дагестанского колорита, как в Хасавюрте. Здесь жители как-то больше сохранили культуру, традиции. Поэтому мне Хасавюрт больше нравится, чем Махачкала.
— Недавно я провел опрос на тему чтения у себя на канале, где 7 тысяч подписчиков. Выяснилось, что больше 40% из них не прочли ни одной книги с начала года.
— Если честно, я сам до 20 лет вообще не читал книги (смеется).
— Притом что у тебя родственник известный историк-краевед (Магомедапанди Дадаев. – «МД»).
— Да, плюс еще родители образованные. Но меня как-то больше увлекал спорт. А учеба, чтение – в пацанской среде, ты же помнишь, это считалось «западло». Такой стереотип был.
— Да, прекрасно помню.
— Поэтому я думал, что в будущем бизнесом займусь или профессиональным спортом. И всё, что я читал – это небольшие статьи в интернете по этим темам.
— А когда появился интерес к книгам?
— После того, как я прочитал книгу «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах». Ее автор Мухаммед-Тахир Карахский, секретарь имама Шамиля. Что интересно, многие мои клиенты, по их словам, тоже начали интересоваться историей после нее. Потом начал регулярно читать и выкладывать посты с отрывками из этих книг. Вообще, первыми моими клиентами были родственники. Им становилось интересно – приходили, покупали. Потом было знакомство с авторами. Некоторые из них годами не могли реализовать свои книги. И я стал таким связующим звеном между ними и читателями. Недавно, например, мы нашли хорошую книгу – это работа об участии жителей Северного Кавказа в Русско-турецкой войне. Представляешь, 20 лет эти книги лежали в подвале у автора, а мы за сутки все продали. Людям эта тема оказалась очень интересна.

— У тебя в сториз я часто вижу, как клиенты покупают книги стопками. Какая у них мотивация?
— Надо понимать,что они берут их не для того, чтобы сразу все прочитать. Им важно, чтобы эти книги просто были у них дома под рукой, когда захочется занять себя чтением. Для многих из них это еще и наследие, которое они оставляют своим детям. Прямо так и говорят: чем я куплю безделушку, что-то покушаю, лучше потрачу эти деньги на книги и соберу библиотеку. Еще много встречал людей, которые всегда любили читать мировую историю, но не знали, что есть не менее интересные книги об истории Дагестана. И вот когда они натыкаются на мои посты, где я рассказываю о них, то берут с запасом.
— Стало быть, есть спрос на книги?
— Да, поэтому за последние 5-10 лет в Махачкале открылось несколько книжных магазинов. Но такого, который бы именно на исторических книгах делал акцент, не было. Эту нишу и занял наш проект.
— Но ты как-то говорил, что немало продавцов книг были вынуждены закрыть свое дело.
— Это уже результат конкуренции. Там ведь нужны большие финансы, много времени, другие ресурсы. Прежде всего надо любить это дело, быть увлеченным им.
— Об этом как раз следующий вопрос. Когда мы виделись в последний раз, я спросил у тебя: «Как бизнес?» Тебе это не понравилось. Ты сказал, что для тебя это не бизнес, а нечто вроде призвания.
— Да, помню (смеется).
— И как ты нашел свое призвание?
— Вообще, первый серьезный опыт работы я получил в продуктовом магазине моих родителей. Еще я занимался продвижением в интернете, имел опыт работы на рынке недвижимости. Но чем бы я ни занимался, мне хотелось, чтобы это приносило мне удовольствие, а людям – пользу. Последнее мне всегда внушали родители. И вот у меня появилась полочка с книгами дома, потом страница в соцсетях. Особо не зарабатывал, но мне нравилось общение с клиентами, авторами. Это же интеллигентные люди все. В какой-то момент, взвесив все за и против, уповая на Всевышнего, я решил отдать предпочтение книгам.
— Притом что работа с недвижимостью тебе приносила бОльший доход?
— Не только доход, но и продавать ее легче намного, чем книги. Это очень рутинное дело бывает иногда. Я практически всё своё время провожу в магазине, даже по ночам остаюсь тут. Сегодня, например, полдня провел в библиотеке. Порой приходится ехать в отдаленные села за редкими книгами.
Понты и чтение
— Ты как-то сказал, что в последние 5-6 лет в молодежной среде стало модным читать. Это хорошо, но не кажется ли тебе, что здесь количество не равно качеству? В одно время, помню, был тренд указывать у себя на странице, сколько книг ты прочел. Похоже на понт.
— Вряд ли это так, ведь у нас, как правило, понтуются другими вещами. Я допускаю, что это делается для самодисциплины. Это как кто-то каждое утро выкладывает, как он в течение 40 дней совершает утреннюю пробежку или закаляется, например. Это не «понт», а скорее один из инструментов для выработки хорошей привычки.
— Поговорим о возросшем интересе к истории. Почти каждый день я открываю для себя новые страницы, каналы об истории какого-то народа, села. Часто их ведут молодые люди, которые не имеют прямого отношения к исторической науке. В принципе, это хорошо, но нередко на этих страницах бывает…
— Национализм?
— О, это кошмар, конечно. Бывает, что в ущерб другой национальности свою превозносят. Но я чаще сталкиваюсь с тем, что идеализируются отдельные эпохи, события, персонажи какие-то, и это, на мой взгляд, серьезно искажает историческую память. Как одно из следствий, возник такой чрезмерный культ предков, которые 100–200 лет назад жили, а мы, ныне живущие, в сравнении с ними…
— Жидкие (смеется)?
– Это еще мягко сказано. Я же, наоборот, ознакомившись немного с этнографией, историей нашей, нашел в прошлом те же самые пороки, что есть в нашем обществе сегодня. И даже хуже… По моему убеждению, дагестанцы, наоборот, за это время стали только лучше. Ты как считаешь?
– Эта идеализация есть, конечно. Я сам находил в произведениях старых авторов наших, дагестанских, которые тогда жили, описание тех проблем, которые есть и у нас сегодня. В той же газете «Джаридат Дагестан» (издавалась в начале XX века. – «МД») в свое время критиковались порочные адаты, стереотипы, предрассудки. Поэтому мы предлагаем читателю изучать историю в первую очередь по книгам профессиональных историков, а не только по постам в соцсетях. Потому что первые, как правило, пишут беспристрастно.
— А поставить вопрос именно так: в какую сторону изменились дагестанцы?
— Сложно ответить. Если говорить общими фразами, то какие-то, скажем так, неоднозначные традиции мы оставили в прошлом, но в то же время, очевидно, претерпели изменения наши понятия о чести, достоинстве. Но я убежден, что от тщательного изучения своей истории и культуры дагестанцы будут становиться только лучше.
— Кто сегодня самый популярный автор исторических книг в Дагестане?
— Хаджимурад Доного, Патимат Тахнаева, Шахбан Хапизов. Это что касается бестселлеров. Можно также отметить Магомеднаби Ибрагимова. Читателям может быть знакома его книга «Имам Шамиль. Страницы биографии и критика современных попыток ее фальсификации». Есть еще гиганты исторической науки, как, например, Амри Шихсаидов, но тиражи их книг давно закончились. Если бы они были в наличии, то пользовались бы не меньшей популярностью, я думаю.
Чек на 50 тысяч
— Рекордная сумма, на которую у тебя покупали книги за раз?
— Один бизнесмен попросил меня собрать библиотеку для его кабинета. Вышло на 50 тысяч.
— Ого.
— Это редкость, конечно. Хочется, чтобы больше таких людей было. А то у нас принято коллекционировать не те вещи. Книги – это лучшее вложение. Со временем они становятся в разы дороже. Плюс еще это и личное наследие.
— Какую книгу ты за последнее время читал с удовольствием, взахлёб?
— Художественную литературу я особо не читаю, больше люблю научную. Есть такая серия книг «Письменные памятники Дагестана». Их издают научные сотрудники Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН. Эти книги я всегда читаю от корки до корки, регулярно рассказываю о них подписчикам. Последним я прочел выпуск «Ша’бан ал-‘Убуди и эпоха Сефевидов на Кавказе». Это известный дагестанский богослов, ученый XVII века. Там хороший разбор эпохи с приложением исторических писем, документов.
— Необычный вкус.
— Мне всегда нравилось читать рукописи, первоисточники.
— Это нелегко. Там же надо контекст знать, имена, названия…
— В таких книгах всегда бывает куча сносок с пояснениями.
— Какая эпоха или событие из истории Дагестана тебя наиболее интересует?
— Походы Надир-шаха в Дагестан.
— Неожиданно. Я думал, будет Кавказская война. Почему Надир-шах?
— Это событие имело большое значение для наших народов. К сожалению, мало кто толком знает его историю. Тиражи книг, посвященных ему, тоже закончились. Тогда дагестанцы в очередной раз показали свое единство. Надир-шах же был «Гроза Вселенной». Подчинил себе страны от Индии до Кавказа, вытеснил Османов с Кавказа. И столько раз он пытался овладеть Дагестаном, но у него это не получилось. Дагестаном, которого на карте практически не видно…
— А какой персонаж из истории Дагестана тебе наиболее интересен?
— Конечно, имам Шамиль. Мне всегда о нем рассказывала мама, отец ставил в пример. Многие его знают как храброго военачальника, но он был еще и большой интеллектуал. На первом месте у него были знания, книги. Именно об этом мало говорят. На мой взгляд, это идеальная личность.
— Ответ предсказуемый, поэтому давай еще кого-нибудь вспомним (смеется).
— Если подумать, то это Султан-Мут (правитель Эндиреевского владения в XVII в. – «МД»), Хаджи-Давуд (один из предводителей антииранского восстания в нач. XVIII века. – «МД»), Ахмед-хан (уцмий Кайтага в XVIII в. – «МД»), оба Сурхай-хана (правители из династии казикумухских ханов в XVIII-XIX вв. – «МД»). Очень мало информации про Ахмед-хана Кайтагского. Очень хотелось бы о нем еще почитать, а то материал скудный и разбросан. Еще интересная личность – Ибрагим-хаджи Урадинский. Большой ученый XVIII века, один из организаторов борьбы наших народов против Надир-шаха.
— Над чем ты работаешь сейчас?
— Хочется внести вклад в сохранение родных языков. Находим словари, в частности, языков малых народов. Хотим издавать книги на родных языках для детей. Для нас будет большая мотивация, если такая литература будет пользоваться спросом.
— Книги для детей – это сказки?
— Да, с красивыми иллюстрациями с нашей национальной одеждой, предметами быта.
— А у тебя как с родным языком?
— Хорошо говорю, пишу, читаю. Стараюсь совершенствоваться. Если встречаю незнакомое редкое слово, сразу в словарь заглядываю, потом практикую.
— Скажи что-нибудь на родном.
— Гьаниб чIараб хIетIе алжаналда чIаги. Это пожелание, которое говорят гостям: «Пусть нога, вступившая сюда, вступит в рай».
— Идеальная концовка. Амин!

Шамиль Ибрагимов







