Военные воспоминания не сотрут никакие годы из памяти тех, кто видел, ощущал этот страх и ужас на себе. Они отстаивали честь страны, они подарили нам свободу, они подарили нам ЖИЗНЬ. Мы должны быть вечно благодарны им за такую заслугу перед Родиной.
Наша гостья сегодня расскажет о тяготах тех лет.
— Расскажите немного о себе. Сколько лет вам было, когда началась война?
— Зовут меня Насият Минхаджева. Я родилась в селении, которое находилось среди высоких гор. Закончила 9 классов, потом мой папа забрал нас в Махачкалу. Здесь окончила техникум и работала 40 лет старшей медсестрой. Война началась, когда мне было 5 лет.
— Кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне?
— Первый уехал на фронт папа — Серкер Минхаджев, потом дядя.
— Скажите, что навсегда отложилось у вас в памяти о военном времени? Как вы и сельчане помогали приблизить День Победы?
— Когда началась война, всю работу выполняли женщины: пахали, сеяли. Были очень трудные годы. Одевались плохо. Очень тяжело с питанием, особенно с хлебом. Те запасы, которые держала мама, быстро закончились, т. к. никто не ожидал, что война продлится долгих четыре года. Также не было спичек, поэтому старались сохранить огонь. Засыпали золой, чтобы горел до утра, но удавалось не всегда. Когда огонь потухал, выходили на крыльцо и смотрели, у кого из дымоходов идет дым, и просили у них спички. Из-за нехватки хлеба ели травы (крапива, дикий лук, пастушья сумка). Была картошка, но все равно хотелось хлеба.
Целыми днями работали, а ночью собирались в артели, вязали носки для фронта. Мне тогда было 6 — 7 лет, и я, чтобы выполнить мамин план, вязала с ней. Нам хотелось принести хоть маленькую, но пользу для солдат. Женщины даже рыли окопы. Однажды, соседка встала и сказала на лезгинском: «Вставайте, женщины, нам не будет покоя, пока не уничтожим врага". В то время было много русских переселенцев, и один из них попросил перевести то, что она сказала. Вернулась эта женщина с войны с медалью. Переселенцам тоже не хватало хлеба, они приходили по 10 — 15 человек просить его у нас. Хлеба у нас не было, и мы делились с ними картошкой.
— Те, кто уехал воевать, писали вам письма?
— Да, папа писал, мы всегда получали вести о нем. Он был контужен, ранен, но главное – вернулся домой. С дядей связь сразу потерялась, он пропал без вести, и по сей день мы не знаем, где он похоронен.
— Что бы вам хотелось пожелать читателям газеты «Молодежь Дагестана»?
— Сейчас, проходя по улице, я часто вижу пакеты с хлебом. Мне больно смотреть, как люди выбрасывают его, они не понимают, каким трудом его получают. Сейчас все мы живем в достатке, но я никогда не выкидываю хлеб, делаю из него сухарики. Желаю всем, чтобы никто больше не видел войну. Жили в здравии, спокойствии и ценили то, что у вас над головой мирное небо.
Диана Амирахмедова