Техникум строительства ДГИНХ имеет давнюю и весьма интересную историю. В 1928 г. в г. Калач-на-Дону Воронежской области был создан учебный комбинат по подготовке мастеров-десятников для строительного производства. Через несколько лет он был преобразован в Калачеевский строительный техникум. В 1959 г. в связи с острым кадровым голодом в строительном комплексе ДАССР, по просьбе правительства Дагестана, было принято решение по его передислокации в Махачкалу.
В течение двух месяцев перебазированный техникум приступил к занятиям. Таким образом, в сентябре 1956 года появился Махачкалинский строительный техникум, который в дальнейшем сумел сохранить лучшие традиции, накопленные еще в г. Калач.
Техникум входил в систему Минстроя СССР, затем в систему Минпромстроя СССР и наконец в систему Госстроя России. За годы своего существования в Махачкале он подготовил более 15 тыс. специалистов. В 2004 г. техникум был передан в ведение РД и фактически остался без государственной финансовой поддержки. Чтобы сохранить учебное заведение, по инициативе профессора Г. А. Бучаева 16 октября 2008 года техникум был присоединен к ДГИНХ (тогда он и получил свое нынешнее название – техникум строительства). Таким образом, благодаря ректору ДГИНХ наша республика сохранила одно из старейших технических учебных заведений. В настоящее время на базе техникума в ДГИНХ создан строительный факультет для подготовки кадров с высшим образованием.
Сегодня мы в Строительном техникуме Дагестанского института народного хозяйства. И первая наша собеседница здесь — студентка 4-го курса Патимат Хасмагомедова.
— Патимат, у тебя завершающий курс, в июне защита диплома. И как же идет учеба, есть шанс получить хороший диплом?
— Шанс есть, но и сомневаюсь, хотя бы потому, что здесь очень сложно учиться, во всяком случае, для меня это так. Но при всех сомнениях я очень стараюсь, и это придает определенную уверенность.
— Изначально чем был определен выбор этой специальности?
— Я всегда хотела заниматься проектированием, разрабатывать чертежи, стать архитектором.
— Закончишь учебу, получишь диплом, а дальше?
— А дальше поступлю на архитектурный факультет ДГТУ.
— До недавнего времени ты была единственной девушкой среди студентов этого техникума (еще одна учится на первом курсе. – А. А.). Легко быть единственной среди студентов?
— В первое время, конечно, было тяжело и непривычно. А теперь я привыкла, да и остальные тоже.
— Как сегодняшняя студентка и будущий архитектор как ты оцениваешь архитектурный облик Махачкалы?
— В последнее время он принял более-менее нормальный вид, то там, то тут появляются красивые здания. Этот облик меня устраивает, я довольна.
— Сама скоро станешь архитектором. И если ты, махачкалинка, довольна архитектурным обликом столицы, что же тебе остается делать, может, останешься без работы?
— Учиться, учиться. Работать, работать. Без работы не останусь. Всегда есть место новым мыслям, новым идеям и новой работе.
Вторым нашим собеседником был студент 3-го курса Рамазан Газдиев (Ингушетия).
— Рамазан, к какой категории студентов тебя можно отнести: отличникам, хорошистам, троечникам и т. д.? И если можно, как в свое время ты завершил школу?
— Думаю, я хорошист. У меня есть и отличные оценки, но не настолько, чтобы отнести себя к этой категории. Аттестат я получил после 9-го класса, и в нем все пятерки.
— Директор техникума, преподаватели охарактеризовали тебя как примерного во всех смыслах (учеба, поведение, уважительность и т. д.) парня. Это так или нет, если да — чем это объясняется?
— Думаю, это так. И объяснение самое простое – я приехал сюда учиться, получить знания. Я прекрасно понимаю, что родители поверили в меня. Доверились мне. Приехал сюда один, у меня нет здесь родственников, и поэтому не имею права их подвести, не оправдать доверие.
— А приезд именно в Махачкалу, выбор этого техникума чем был определен?
— Я видел, как мои старшие родственники работают в строительстве, меня это заинтересовало и захотелось самому стать строителем. Но в Ингушетии нет учебных заведений этого профиля. И поэтому приехал сюда, поступил, учусь и совершенно не жалею об этом.
— Поступил по своим знаниям или помогли деньги, чьи-то звонки?
— Скажу честно — поступил по своим знаниям, о деньгах речи не было вообще. Учусь нормально, со всеми преподавателями сложились нормальные отношения. И за три года учебы этот вопрос никогда не возникал, с этим вообще не было проблем.
— Ты согласен с утверждением некоторых о том, что в наше время знания не востребованы, если есть связи — и без них в жизни можно всё устроить?
— У меня к этому вопросу двоякое отношение. С одной стороны, знания востребованы и нужны всегда и везде. С другой стороны, я встречал людей с очень хорошими знаниями, но в силу того, что у них нет связей, они вынуждены работать на таких работах, где знания вообще не нужны. Так что, как я думаю, знания нужны, но не помешают и связи.
— После завершения учебы свое будущее ты где видишь?
— После окончания техникума я хочу получить высшее образование по этой же линии, может быть, в Ростове, где мне обещали, если я закончу техникум на красный диплом, принять меня на 3-й курс строительного факультета. А будущее свое, конечно, вижу только в Ингушетии. Даже сейчас, учась здесь, меня всё время тянет туда, домой.
— Более всего что притягивает?
— Не могу даже сказать, что конкретно. И родные, и Назрань, и сама Ингушетия в целом — в общем, всё.
— Если честно, за период учебы ты чувствовал себя в Дагестане своим или всё-таки гостем?
— Чужим я себя здесь точно не чувствовал, но думаю, и своим до конца тоже вряд ли стал.
— Мы беседуем в канун 8-го марта. Обычно кого ты в этот день поздравляешь, есть такая традиция?
— Всегда поздравляю маму.
— А её?
— Её нет пока.
— И будет она, когда будет, в Ингушетии или, может, в Дагестане…
— Только в Ингушетии…
Абаш Абашилов