Кто в панике листает книги,
А в них по прежнему лишь фиги —
Дрожащий в страхе выпускник,
ЕГЭ его почти настиг.
До заветного экзамена осталось почти ничего, и те из ребят, кто идет на приступ этой вершины, условно разделились на две половины: тех, кто учит, чтобы сдать, и тех, кто ищет, как бы сдать. Последняя информация об ужесточении правил сдачи разбивает хрусталь надежд второй группы на получение высоких баллов.
Наблюдательные комиссии, прямая трансляция, контроль перевозки и распечатки конвертов с заданием и послеэкзаменационная проверка работ на предмет мухлежа призваны на корню пресечь все возможные ухищрения желающих выехать на горбу технического прогресса. Упование на такие опции, как телефоны, Интернет, помощь учителя и другие — придется пересмотреть. То есть, если у вас нет знаний, то сдать ЕГЭ вам помогут разве что способности Гарри Поттера.
Напрашивается вопрос — почему так? Разве стал бы кто списывать, если бы мог сдать сам? Очевидно – нет. А не могут потому, что нет соответствующих знаний.
По своей сути ЕГЭ — это оценка полученного за годы учебы в школе интеллектуального багажа. Следовательно, образовательная программа должна давать знания, соответствующие уровню, при котором выпускник может самостоятельно сдать единый экзамен. Отсутствие таковых после десятилетнего процесса обучения невозможно назвать упущением самого сдающего. И процесс обучения, и обучающие имеют к этому непосредственное отношение.
Если быть более точным, ЕГЭ – это скорее оценка самого образовательного процесса, чем учащихся. Образовательная программа, методы обучения и особенно подход преподавателя к подаче материала – вот корни того дерева, плодами которого являются выпускники. И если ЕГЭ выявляет, что плод незрелый, смотреть нужно именно в корни.
Придумать сложный экзамен – легко. Вот научить его сдавать — другое дело. И тут государство, к сожалению, решило пойти по легкому пути. Даже если это первый этап реформы, нацеленной на инициацию саморегуляции образовательного процесса, где ЕГЭ выступает в качестве мотивирующего фактора, все равно ход не оправдан. Во-первых, велика вероятность сужения русла подачи знаний с прицелом именно на сдачу итоговой аттестации. В то время как школа призвана давать больше общих знаний и развивать личность. Во-вторых, мы не можем не сдавших ЕГЭ выбросить как продукт неудачного эксперимента. А в случае если повторные попытки сдачи через репетиторскую помощь не будут эффективны, мы получим новую проблему.
Магомед Маматаколов