Многие школьники и их родители сталкиваются с проблемой при покупке школьных учебников. Когда приобретаешь все нужное, приходишь в школу довольный, что всё купил, а оказывается, не подошел год издания учебника или само издание (бывает, что учебники одного года различаются внешне и по содержанию) нужно менять.
Сейчас не сезон покупки школьных принадлежностей. Но я затронула эту проблему неслучайно. Дело в том, что скоро начнутся (где-то уже начались) мониторинги (промежуточные тесты в 9 классах). А как именно составляются эти мониторинги, если содержание учебников разное? Если в одном какая-то тема проходится вначале, то в другом она в конце, а может, ее вообще перекинули на изучение в следующем классе. Например, в учебниках по физике по Перышкину (автор) электрические явления изучаются в конце 8 класса, а по Громову — в начале 9.
В этом году я буду сдавать ОГЭ, которое усложнили. Теперь для перехода в 10 класс нужно сдать 2 обязательных предмета и 2 по выбору. Я уже точно знаю, что подготовиться и сдать на отлично по учебникам из школьной программы нереально. В одном чего-то не дописали, в другом чего-то не объяснили. Для этого необходимо использовать Интернет-ресурсы, дополнительную литературу. Радует, что хоть продаются специальные тесты от разработчиков ФИПИ, из которых можно узнать, что тебя ожидает на экзамене.
Конечно, издательствам и авторам выгодно производить разные варианты учебной литературы, поскольку учебники волей-неволей приходится приобретать, несмотря на высокую цену. И учителям тоже прибыль от репетиторства. Но подумайте и о нас, о молодежи, которой приходится мучиться из-за различных несовпадений, отсутствия всей необходимой информации. А что же говорить о двоечниках, которым все равно, что печатают в книгах и даже на каком это написано языке. Для них такие "путаницы" лишь новая отмазка за невыполненное домашнее задание. Может, некоторые ученики полезут в Интернет или обратятся к преподавателям за дополнительной информацией, но ведь большая часть просто скажет: "У меня в книге нет этого параграфа, я не виноват(а), что не подготовился".
Возможно, в передовых школах нашей республики такие проблемы "несовпадений" возникают реже. Там учителя используют новые технологии, могут показывать различные фильмы, презентации, и даже если книги будут различаться, колоссальных проблем это не вызовет. Но большинство дагестанских школ лишено всего этого. Я, как представитель "старейшей" школы №26, говорю это с полной уверенностью. Мы рассчитываем лишь на книги, и поэтому обращаюсь к управлению образования.
Мы, будущее страны, на нас возлагают надежды, помогите же нам оправдать их. Вы уже провели реформы и ужесточили ЕГЭ и ОГЭ. А теперь обратите свое внимание на то, КАК составляют учебники. Почему они так сильно различаются от издания и года? И какой нужно выбрать, чтобы подготовиться к сдаче экзаменов на все 100%?
Аня: «Я отрицательно к этому отношусь. В учебниках порой предоставляют ненужную, второстепенную информацию, а не необходимую. И еще изображают иногда непонятные, не касающиеся темы рисунки, вместо того, чтобы изобразить понятно и доступно то, что требуется. Поэтому часто приходится искать в Интернете то, чего не поняла из книжного текста».
Наталья: «Из-за подобных неурядиц школьникам трудно усваивать материал. В моем классе не раз такое случалось, что один подготовил 30 параграф, а другой 28. Ну и как быть? И не только нам от этого трудно, учителям тоже нелегко преподавать уроки по таким книгам».
Максим: «В моей школе английский старшеклассникам преподают по учебникам Афанасьева, где иностранный изучается с 5 класса. А в других школах и по учебникам, в которых английский изучается со 2 класса. Поэтому качество моего английского гораздо хуже качества английского других школ. Как мне сдать ЕГЭ, если я хочу, допустим, поступить на факультет иностранных языков?»
Азиза: «У меня возникали такие проблемы, в результате приходилось менять купленный учебник. А стоят они недешево, особенно новые, алгебра 400 руб., а у меня всего 16 предметов, по которым нужно иметь книги (некоторые в 2 — 3 частях). Сверху еще надо приобретать специальные тесты и рабочие тетради. А детям из малообеспеченных семей вообще тяжело, ведь не во всех школах активно действуют библиотеки».
София Шалиева, ученица 9 класса школы №26 Махачкалы