Каковы причины хронической неуспеваемости? Самая главная – лень. Выход: разберись с ней, и ты на коне! В течение всей четверти «ленивцы» неплохо справляются со школьной программой и домашними заданиями («Решебник» – их лучший друг), не получают замечаний, имеют массу свободного времени на развлечения. Их девиз: «Не царское это дело – домашнее задание выполнять!»
Типичные хулиганы-двоечники-пофигисты. Они никогда не заморачиваются по поводу оценок, обманывают родителей, прячут дневники с оценками. В конце четверти, когда родителям, наконец, удается увидеть оценки, они все равно пытаются оправдать себя сложнейшей итоговой контрольной, якобы «подпортившей четвертные всему классу». Чаще такая ложь раскрывается, но иногда сходит с рук. Они не умеют и не хотят учиться. Их главная проблема – лень и безразличие.
Многие ученики не придают большого значения случайно полученной двойке и легко её исправляют, другие же плохую оценку воспринимают как пожизненный провал. Эта ситуация поправима, стоит лишь поднять свою самооценку. Близкий человек, будь то мама, старшие сестра или брат, просто должны тебя поддержать и сказать, может быть, не раз и не два: «Ты сможешь!»
Но очень часто, не справившись с нахлынувшим девятым валом двоек, родители обращаются за помощью к психологу, после посещения которого понимают причину отставания своих чад. Под категорию неуспевающих попадают и дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. От таких плачут все учителя.
Это может быть: дислексия, что означает трудности с чтением (в том числе и понимание прочитанного); дисграфия – проблемы овладения письмом; дискалькулия – проблемы с навыками счета. И тут уже без помощи специалиста не обойтись.
Без больших трудностей не обходятся в школе и медлительные дети. Ведь большинство школьных заданий рассчитано на скорость. И учителя считают медлительного ученика бесперспективным в смысле хороших отметок. А ему, может быть, не хватило всего 10 минут для хорошего результата! Не зря ученые всё чаще ставят под сомнение утверждение «хороший интеллект — это быстрый интеллект». Ведь информация, которую вы получаете от «быстрого» и «медленного» Интернета не меняется.
Иногда школьник может получать хорошие отметки только по тем предметам, которые ему нравятся и интересны, и двойки – по нелюбимым. И не всегда оценка — показатель способностей. А вдруг в вашем классе учится тот самый одаренный ребенок, знакомством с которым вы будете гордиться? Такие часто попадают в число неуспевающих и впоследствии, став всемирно знаменитыми, даже не хотят вспоминать школьные годы.
Иногда плохие отметки – показатель непрофессионализма учителя. Ну не может весь класс постоянно получать тройки и двойки.
Анастасия Блищавенко, ученица 9 класса школы №2 г. Каспийска