Выпускные экзамены – это своего рода интеллектуальные испытания, подведение важной черты в жизни — окончание школы, за которой следует не менее ответственный выбор будущей профессии. Экзаменационный стресс – одна из главных причин психологического напряжения среди школьников. А с введением ЕГЭ ситуация только усугубилась.
Как же помочь ребенку не растеряться, побороть свой страх, достойно сдать экзамен? Эта тема подробно рассматривалась на открытии экспериментальной площадки Федерального института развития образования, которое состоялось на прошлой неделе в Махачкалинском многопрофильном лицее №5.
На семинарах присутствовали как психологи-педагоги, так и родители. Темы выступлений: отношения «школа-родитель» — как они должны выстраиваться, что им мешает?; отношения между братьями и сестрами в семье – консультирование по сиблинговым проблемам; психологическая подготовка ребенка к ЕГЭ — как объединить усилия со стороны семьи и школы?
«С одной стороны, очень здорово, что многие родители и педагоги понимают, какую большую роль в подготовке к ЕГЭ играет эмоциональное состояние детей, и что их нужно поддерживать. С другой стороны, мы забываем, что единый государственный экзамен – это, прежде всего, самоорганизация и что важно научить ребенка действовать самостоятельно», — говорит ведущая семинаров, доцент кафедры «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» Московского городского психолого-педагогического университета Марина Юрьевна Чибисова.
Еще одна важная тема, особенно для нашей республики – профессиональная ориентация школьников. С 30 марта по 2 апреля в Махачкалинском многопрофильном лицее №5 в рамках Федеральной целевой программы развития образования прошли курсы повышения квалификации учителей и школьных психологов по теме «Профессиональная ориентация учащихся, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях».
Занятия вела научный руководитель экспериментальной площадки Галина Владимировна Резапкина, автор более ста статей и двадцати книг по вопросам психологии образования и самоопределения, сотрудник Федерального института развития образования, член межведомственного координационного совета по профессиональной ориентации.
«Дагестан занимает одно из первых мест в России по численности молодых людей, поэтому вопросы профессионального самоопределения молодежи в республике стоят особенно остро. От правильного выбора профессии во многом зависит благополучие человека и его будущей семьи. Человек, любящий свою работу, получает не только достойное вознаграждение за собственный труд, но и удовольствие, а также уважение окружающих.
Выбор профессии во многом определяется семейным воспитанием, однако именно школа способна раскрыть таланты и развить способности, заложенные в каждом ребенке», — отмечает она.
Слушатели курсов познакомились с новыми подходами и методами профессиональной ориентации молодежи как одного из приоритетных направлений работы современной школы. Наибольший интерес слушателей вызвали электронные учебники, профориентационные игры и мультфильмы. Обучение прошли 200 специалистов школ Республики Дагестан.
Асият Ибрагимова