В этот прекрасный месяц Рамадан, когда полагается присмотреться к своим порокам и совладать с ними, хочу обратиться с мольбой и советом.
Мир вокруг нас не совершенен. Чтобы жить в идеальном обществе, в котором каждый будет понят и понятен каждому, необходимо начинать с понимания самого себя.
Говоря самым простым языком, хочешь, чтобы соседские дети здоровались с тобой, здоровайся первым. Учи своих детей здороваться с соседями и даже сделай замечание соседскому ребенку, который не поздоровался.
Конечно, не совершая зла, мы от него не застрахованы, так как всегда находятся те, кто в невежестве не проявляет к окружающим должного уважения и не ценит каждого как себе подобного. Легко посягают на имущество равного себе, на честь, даже на жизнь.
И чем меньше мы будем поддаваться этим порокам, тем они станут явственнее, постыднее, и будет легче искоренять их вокруг нас.
Да, мир не идеален. Но разве мы идеальны? Мы, взявшие на себя роль судей, клеветников. Мы, позволяющие себе ежеминутное сквернословие. Допускающие обман, предательство, жадность, бесчестие, насилие.
Говоря о недостатках общества как о пороках личности, хочу призвать молодежь к укреплению духа (не того, который по ошибке путают с мужеством, а к Духу сильному, терпимому, сдержанному и разумному).
Благо заключено в каждом из нас.
Истинным благом не является дорогая иномарка и трехэтажный особняк, которые достаются в основном путем ущемления себе подобных, ограничивая их возможности, — истинным благом является милостыня. И не в том понимании, чтобы дать в пробке цыганскому ребенку десять рублей, а в том, что мы совершаем ежедневно и ежеминутно, выполняя свое предназначение, даря теплую улыбку тем, с кем живем, работаем, добросовестно выполняем возложенные на нас обязательства, не думаем, как бы, сэкономив на другом или обманув его, обогатиться, это не делает никого богатым – богатым духовно.
Нет. Это делает нас бедными настолько, что чувство стыда покидает, забота о ближнем, милосердие исчезают.
Что остается в нас? Пространство для пороков. Излишество порождает ненасытность. Доброта заменяется злобой. Душа, находится в смятении и защищается равнодушным цинизмом.
Меня не оставляет мысль: что ждет тех, кто останется после нас? Чему мы научим наших детей? Во что они будут верить? Или их ожидает самоуничтожение в борьбе за материальные блага, которые в целом ничего не значат в отрезке человеческой жизни?
Все написанное обращено в первую очередь к самой себе.
Дай нам Бог сил быть милосердными и разумными.
Марижат Гаджимагомедова,
аспирант ДГПУ кафедры
политологии и социологии