Боди с принтом AC/DC, лабутены за 40 000 и аварское красное платье на все незабываемые случаи жизни – первая своп-вечеринка в Дагестане удалась.
Swap (в переводе с английского — «обмениваться») как явление возник в 1940-е годы в Англии, когда бесплатный обмен одеждой и предметами быта был реальной необходимостью. Сейчас, как и после 1960-х, а особенно после 2000-х, обмен проводится уже исключительно для веселья. Он приносит радость людям, которые в нем участвуют, и, например, учит миллион раз подумать, прежде чем что-то покупать. Хотя шопоголизм вряд ли излечим.
Продюсер документальных проектов, организатор первого махачкалинского свопа Елена Срапян, попав в Дом 15 (уже культовое место в городе), где когда-то жил и творил аварский поэт Расул Гамзатов, поняла, что нашла идеальное место для своп-вечеринки. Здесь изначально много необычных вещей, которые хочется схватить и бежать без оглядки, но, увы, к свопу они никакого отношения не имеют.
— Никто не приходит на своп, чтобы уйти потом со своими вещами. Ты только и думаешь, куда бы их скинуть и забыть про них навсегда, — объясняет Срапян.
Своп – это, помимо прочего, тренд на осознанное потребление, но практика показывает, что участвуют в таких вечеринках шопоголики, которые заказывают вещи не того размера в интернет-магазинах.

Фото: Евгений Костин.
– На своп ты реально берешь две здоровенные хозяйственные сумки и еще полный рюкзак. Минимум, с которым я ходила, – это рюкзак и одна такая сумка, — рассказывает Елена Срапян. — Своп — это территория без денег. Вещи, которые не разбирают, люди не уносят назад — их отвозят в благотворительные фонды.
На первую своп-вечеринку в Махачкале никто с хозяйственными сумками не пришел: участники не знали, что так можно было. В противном случае вряд ли все принесенное уместилось бы в небольшой комнате. Помещение достаточно тесное, чтобы позволить себе не сдерживать эмоции и крутиться в новых вещах, как юла, и просторное, чтобы разглядеть все брошки, серьги, кольца, браслеты, кулоны, ободки и другие прекрасные мелочи, разложенные на столе. В соседней комнате больше места для радости и — зеркало.
Вечеринка начинается в полдень. Swаp-вечеринки, как правило, «однополые»: их устраивают либо в чисто женском кругу, либо в мужском.

Фото: Евгений Костин.
Отсутствие мужчин не означает, что мужскую одежду приносить на женскую вечеринку нельзя. И ее приносили многие.
— Кофту эту я взяла в секонд-хенде, — слушаем девушку 18 лет. — Она была в мужском отделе, я буквально забрала ее у чувака, пока он мерил что-то другое: ему не разрешили с собой в раздевалку брать большое количество вещей. Я такая: «Аааа, все, уже мое». Года два носила, она прям была моей любовью, а потом перестала. Может, кому-то надо?
Больше, чем брюки и платья, на свопе предлагали обувь. Но в основном 34-37 размера. То есть тем, у кого размер нормальный, 45-й, как у меня, ничего не досталось.
— Кроссовки принесла, — показывает девушка. — Не угадала с размером. Они 36-го размера, а у меня 37-й.
— У меня 36-й, — отзывается кто-то. — Наконец-то смогу избавиться от своих кроссовок, которые ненавижу, – меряет. – А я как раз думала новые купить. Как я удачно попала!
В зале все абсолютно в кедах, кроссовках или как минимум в удобной обуви на сплошной подошве. И лабутены на каблуках высотой с Эйфелеву башню за 40 000 никого не впечатлили.
— Я заказала, отдала баснословную цену, а они мне большие. Хотела продать, но продавать у меня не получается.
— Ребята, лабутены, 36-й размер! — интригует Елена. — Вы что? Никому не нужны лабутены бесплатно? Вы серьезно? Вы издеваетесь надо мной?
В итоге лабутены уехали в благотворительный фонд.

Фото: Евгений Костин.
Дальше дело перешло к юбкам разного характера.
— У меня все вещи в Москве, но из того, что было, я взяла эту юбку, она совершенно новая, я ее купила на Ураза-байрам, мне нужно было ехать в село, а туда ехать в брюках неприлично, поэтому я ее один раз надела и все.
— Есть вот такая юбка, — выступает следующая.
— Вау. Да вообще офигенно, только на улицу в Махачкале в ней не выходи.
А шорты, которые принесли несколько человек, как считает Елена, для тех, кто уезжает из Махачкалы.
Зато в Махачкале приживаются нарядные вещи.
— Еще одно платье на свадьбу. Красное. На аварскую свадьбу.
И еще боди с принтом AC/DC.

Фото: Евгений Костин.
— Под лосины — и куда-нибудь. Супер! Махачкала может! – радуется Срапян, забирая боди себе. — Вещи, которые типа странненькие, — самые прикольные.
Не менее странная вещь – толстый широкий ремень. Он так и остался лежать среди предметов, которые поехали в благотворительный фонд.
Но любой вещи можно найти применение. Дагестанские женщины всегда знают, как использовать индийское сари.
– Можно использовать как скатерть, — дает совет одна из участниц.
— Просто цапнуть нельзя? – осторожно интересуется другая.
— Цапайте, — отвечает Елена. – А вы что с собой принесли?
— Я без вещей, – смеется. – Я просто пришла поглазеть.
— Поглазеть? Нельзя на своп без вещей приходить.
— Я приехала недавно.
— Ну ладно, ладно.
Кто-то из старой маминой юбки умудрился сшить шоппер.

Фото: Евгений Костин.
— Такая сумка клевая.
— Это мамина юбка была.
— Рукастые какие, а!
На вещи ручной работы всегда есть спрос: брошки разобрали за считанные секунды.
— Все, что на столе, можно брать?
— Да, кроме моего стакана и телефона, – смеется ведущая. – Свопить айфон — я еще не дошла до таких высот.
Но самое интересное, что спрос большой – на книги. Елена удивляется, что кто-то даже Толстого взял:
— Подождите, кто-то забрал Льва Толстого?!
— А что именно из Толстого?
— Сборник рассказов.

Фото: Евгений Костин.
На столе много разной мелочи. Так много, что можно утонуть. Девчонка, которая принесла курительную трубочку, поинтересовалась, кто же ее взял. «Я, но не курить», — ответила другая.
Пальма первенства достается одежде с леопардовым принтом. Ее на вечеринке много.
Если кто-то взял вещь, а потом передумал, что часто случается с женщинами, ее всегда можно вернуть на следующем свопе. Это называется пересвоп.
А какие-то вещи остаются надолго, даже если ты не выходишь в них на улицу.
— У меня есть шикарный халат monki с принтом, по которому все дико тащатся, он с последнего свопа, — рассказывает Елена. — Есть кроссовки голубые лаковые, они не пачкаются в дождливую погоду. Помню, взяла кожаную юбку-карандаш, приехала в Дагестан и вот смотрю – кожа в моде. У меня очень много безумных вещей, есть костюм госпожи – бархатное синее платье в пол, с длинными рукавами и декольте. И бархатные красные туфли на танкетке. Я на этих туфлях дальше коридора не уйду, это не уличный прикид, но если дома вечеринка, а у нас бывают дома вечеринки, то классно.

Фото: Евгений Костин.
Махачкалинское боди может переплюнуть только московская лошадиная голова.
— Резиновая голова коня, – вспоминает организатор. – Моя подружка отдавала. Откуда у нее эта голова?
Елена надевает на себя странный ободок с огромными камушками и говорит с улыбкой Джокера: «Кажется, я знаю, как его использовать. У меня просто есть желтая шуба».
— Я, в принципе, люблю шмотки, я в них разбираюсь и понимаю, что с чем носить и как обыграть, чтобы это выглядело современно, адекватно. И из-за того, что я все это знаю, мне прикольно и я набираю вещи, которые реально носятся.
На столе – ленточка-сирота.
— Это из свитера. Свитер был классный, а ленточка дурацкая, мне кажется, его кто-то забрал, мой план удался.
Вещей к концу первой дагестанской своп-вечеринки осталось не так уж много, почти все разобрали. Фонду «Надежда» досталось очень мало.
– Пришли совершенно разные девушки, — подытоживает Елена. — Неформалки. Гламурные. В хиджабах. В Москве своп – это определенная тусовка, творческие молодые женщины, которые пересекаются по работе. Я просто хотела, чтобы народ подхватил что-то полезное и продолжал это делать потом. Мне кажется, что своп пришел очень кстати — после того как в 2014-м году случился кризис: покупать вещи хочется, а денег нет. Сейчас это может быть любая брендовая вещь, достаточно дорогая обувь, которая просто человеку не подошла или он ее разлюбил и готов делиться. И обязательно найдется человек, которому нравятся самые неожиданные вещи.
Правила своп-вечеринок
Первое правило: пусть о своп-вечеринке знает как можно больше людей.
Второе правило: все, что приносится тобой на своп-вечеринку, остается на своп-вечеринке. Остатки уходят в благотворительный фонд.
Третье правило: в обмене участвуют все.
Четвертое правило: ты можешь забрать столько вещей, сколько пожелаешь, если, конечно, на них нет других претендентов.
Пятое правило: ты не можешь прийти на своп-вечеринку с пустыми руками.
Шестое правило: предметы, которые ты приносишь на своп-вечеринку, должны быть в пристойном состоянии.
Седьмое правило: никаких мужчин на женской своп-вечеринке и никаких женщин – на мужской.
Восьмое и последнее правило: если кто-то взял вещь, но передумал оставлять ее у себя, он возвращает ее на следующей вечеринке.
Патимат Амирбекова
Читайте также:
Секрет успеха – дружба с головой. Как дагестанский стилист покорила заграницу
История парфюмерной маньячки, рассказанная ею самой
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta
- ВКонтакте
- РћРТвЂВнокласснРСвЂВРєРСвЂВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВРЎР‚
- Telegram