Если из-за самоизоляции вернулась привычка читать
5G-вышки распространяют «корону», поэтому их надо сжечь? Граждан оснастят QR-кодами? Америка собирается добывать ресурсы на Луне и Марсе, а Роскосмос называет это попыткой захвата других планет? Извините, а мы точно не в какой-нибудь антиутопии сидим? Проверяем, так ли это, старым добрым и очень доступным методом. Читаем и сравниваем.
Евгений Замятин. «Мы»
В 1920 году Евгений Замятин написал книгу, без которой мы никогда не увидели бы ни «1984», ни «О дивный новый мир». Может, и увидели бы, конечно, но совсем другими. А почти в том же 1920 году «Литературная газета» написала про Замятина: мол, «такой-сякой и вообще нашей стране строящегося социализма такие писатели не нужны». На родине роман печатать отказались: типа «да у вас, батенька, тут прикрытая издевка над нашим любимым коммунизмом». В конце концов полноценно «Мы» добрался до нас только в 1988 году.
В мире математической точности и жесткого контроля, где у людей нет имен, а только личный номер, где президент – это Благодетель, а работник спецслужбы, читающий вашу личку, зовется красиво – Хранителем, где даже в собственных квартирах спрятаться невозможно, потому что стены из стекла, – все нереально счастливы. Нет никаких «Я», только прекрасное коллективное «Мы». Д-503 – простой парень, который живет обычной жизнью тоталитарного общества, строит себе Интеграл, а потом вдруг влюбляется, начинает думать, фантазировать и вычислять больше ничего не хочет. Не самое разумное поведение в мире тоталитаризма…
Джордж Оруэлл. «1984»
В письме русскому поэту Глебу Струве Оруэлл писал, что тот заинтересовал его романом «Мы» и что такая литература ему очень даже по душе. И вот в 1949 году, спустя двадцать девять лет после «Мы», Оруэлл написал «1984». Где вместо замятинского Благодетеля – Большой брат, вместо Единого Государства – Океания, а вместо операции по удалению из мозга центра фантазии – промывка мозгов.
В Океании дети стучат на своих родителей, ваши слова могут сыграть против вас, даже если это бессвязный треп спящего человека, тут вас даже заставят поверить, что дважды два – пять. Но, оказывается, в мире тотального контроля есть тот, кто помнит, какой была жизнь до Большого брата. Этот кто-то время от времени начинает думать о свержении Партии и еще влюбляется. «1984» – это антиутопический мейнстрим, и вообще «это же классика», а ее, как известно, надо знать.
В общем, если вы хотите подержать в руках книгу, которая теснила в книжных чатах Библию, или получить исчерпывающий ответ на вопрос, что же такое «тоталитаризм», то вам прямиком к Оруэллу.
Филип Дик. «Симулякры»
Сбылся кошмарный сон сексиста – матриархат. У руля сверхдержавы СШЕА (Соединенные Штаты Европы и Америки) – Николь Тибодо, «супругами которой являются ряд президентов».
При жизни Филип Дик даже бородку отращивал с позволения жены. А жен у него было немало. Одна хотела его убить (ему так казалось) и даже в психушку загремела, другую он подозревал в тайной агентурной деятельности и подрыве собственного дома. Плюс ко всему не самые радужные отношения с матерью. Так что, сами понимаете, антиутопический роман с матриархатом Филипу Дику просто на роду было написано придумать.
В Америке будущего все люди делятся на два сорта – «свободную элиту» и «рабочих лошадок», которых держат в подчинении благодаря усиленному «промыванию мозгов». Противоречия между этими группами – важнейший элемент управления обществом. Только вот кто на самом деле этим обществом управляет – дама-президент, находящаяся у власти вот уже сорок лет? Или она тоже не более чем марионетка в чьих-то руках?..
Карин Бойе. «Каллокаин»
Если кто-то попросит вас с ходу назвать хотя бы три романа-антиутопии, то в этом топе совершенно точно не окажется «Каллокаина» шведской писательницы Карин Бойе. А она, между прочим, баловалась антиутопиями еще до Оруэлла и Брэдбери.
Далекое будущее. Людей контролирует Великая Империя. Все поделено на маленькие узкопрофильные города. Все полностью под контролем. Никаких чувств, эмоций и поступков. Империи нужны послушные и безликие люди. Главный герой Лео Калль как раз живет в таком Городе Химиков и изобретает сыворотку правды «Каллокаин», которую назвал в свою честь. С помощью этого он хочет обрести славу. Ведь все тайные мысли раскрываются после этого укола. И это должно очень понравиться Мировой Империи. Но стоит ли оно того, ведь абсолютно каждому человеку есть что скрывать, а для многих это общество совсем не идеально.
Джон Браннер. «Всем стоять на Занзибаре»
Детище Браннера почти 50 лет входит в двадцатку лучших фантастических романов. А все дело в том, что еще в далеком 1968 году автор написал книжку, за инфой для которой, кажется, сгонял в двадцать первый век. Перенаселение, наркота, ограничение рождаемости развитыми странами, террористы, Китай-сверхдержава, мегакорпорации почти владеют государством, СМИ – средство манипуляции, информационная перегруженность, почти всеми самыми важными процессами в жизни управляет разумный суперкомпьютер «Шалманезер».
«Всем стоять на Занзибаре», честно, — не самое приятное чтиво. Может, несколько раз вы даже злобно отшвырнете от себя книгу. Она измотает вас началом, потому что Браннер по какой-то странной причине словно пытается отпугнуть своих читателей, грузит их кучей заголовков и CAPS LOCKов, и ты чувствуешь себя так, будто вышел на улицу с миллионом рекламных щитов. В общем, книга – то еще испытание, и пройдут его только избранные, ну, или самые терпеливые. А кто скажет, что в этом не было авторской задумки, тот не сечет фишку.
Ася Магомедова
Читайте также:
Время Оруэлла и оттенков серого. Издатели подвели итоги десятилетия
Если Новый год перестал быть чудом. Пять книг, которые помогут вам оттаять
«Молодежка» в WhatsApp: https://ccrb.ru/dEqH33Ec
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta