Как работает бесплатная IT-школа в Дагестане
Классы тут рассчитаны на 12 детей, не надо носить учебники на занятия, уроки длятся всего два часа, а на перемене можно побегать во дворе или сыграть в «мафию». А самое главное – все это бесплатно. Школа будущего? Фантастика? Центр цифрового образования «IT-куб».
Это такое место, где ребенку помогут развить знания и навыки в области программирования. Или даже научат всему с нуля.
Открываем дверь в один из кабинетов. Мальчишки лет 12–14 расселись в конце помещения.
– У нас перемена, в «мафию» играем, – говорит один.
– Если что, я мирный, – смеется другой.
Мухаммад – ученик шестого класса одной из махачкалинских школ. Учиться в «IT-куб» его привела мама.
– Программистом хочу быть. Слышал, они делают программы – и по миллиону получают! – объясняет он.
Учиться несложно, рассказывает мальчик, если что-то вдруг не получается с первого раза, преподаватель объясняет еще и еще.
– Сегодня сделали пару команд. Нового пока не было, – говорит.
Второй айтишник-«мафиози» Магомед – постарше, он ученик восьмого класса. Говорит, что уроки информатики в школе и занятия в «Кубе» – две большие разницы:
– В школе информатика ужасная. Мы не работаем на компьютерах, просто пишем какую-то чушь. В школе рассказывал, что хожу сюда заниматься. Учительница сказала: «Хорошо, молодец». И продолжили писать лекцию. Один раз в седьмом классе нас разделили на группы, и тогда только работали за компьютерами. Но там чисто Word изучали и все. Сейчас мы не включаем на уроках компьютеры, нам не разрешают. Один кабинет информатики – чтобы там работать, нужно класс делить на группы. Директор не хочет разделять, поэтому так работаем.
Девочек в центре меньше, чем мальчиков. Такая практика наблюдается по всему миру, говорит руководитель дирекции «IT-куба» Саид Амиров.
– IT-сфера – она разная. Программирование – это такая абстрактная история, потому там больше мальчиков. Девочки предпочитают что-то более визуальное.
Среди тех, кто решил разбавить суровый мужской коллектив учеников «IT-куба», – 12-летняя Айша. На занятия она приходит вместе с братом. Свое будущее они оба уже решили связать с программированием.
– Мама искала такие курсы, вот нашла. Мне нравится. Очень легко создавать алгоритмы, программа несложная. Я хочу стать дизайнером интерьера. Надо же клиентам показывать на компьютере, как будет выглядеть мебель, поэтому мне все это пригодится, – считает девочка.
Она учится в классе для тех, кому немного не хватило базовых знаний и умений для работы на более сложных направлениях. Саид объясняет, что они не могут отказать тем, у кого есть желание учиться, но кто немного недотягивает. Для таких деток сделали что-то типа подкласса, где они учатся азам. После повышения компьютерной грамотности дети смогут выбрать направление, которое им по душе, и продолжить учебу.
А направлений здесь шесть – по количеству граней куба. Два из них реализуются совместно с IT-школой SAMSUNG и проектом «Яндекс.Лицей».
— У нас есть мобильная разработка в партнерстве с «Самсунгом»: ребята делают мобильные приложения под «Андроид». Партнерство накладывает на нас ряд ограничений: преподаватели должны пройти отбор «Самсунга», работать нужно только по программе «Самсунга», дети тоже должны пройти отбор. Программа обучения рассчитана на год. Мы уже выпустили ребят, у них очень хорошие базовые знания, они уже могут устраиваться стажерами, мобильными разработчиками.
Ограничения есть и в классе «Яндекс.Лицея».
– Тут дети учатся программированию на языке Python. Это одно из самых жестких направлений. Ученики – обязательно не младше девятых классов, обучение очень интенсивное и длится два года.
Третье направление – системное администрирование. По словам руководителя дагестанского «IT-куба», в республике это направление сейчас востребовано.
Направление «веб-разработка или создание сайтов» – тут все, кажется, понятно.
В соседнем кабинете детей учат программированию на языке Java.
– Это направление – одно из самых тяжелых, – говорит Саид Амиров. – Язык Java очень емкий и требует каких-то знаний и выдержки. Поэтому на его изучение мы набираем детей только от 14 лет.
Пятая учебная программа – разработка виртуальной и дополненной реальности. В головах обывателей сразу всплывает картинка – человек со шлемом на голове, совершающий со стороны забавные, одному ему понятные движения в пространстве. Но тут немного не про шлем и не про очки.
– Когда родителям говоришь об этом направлении, у них в голове: «Ой, мой ребенок играть будет». Но это вообще не про игру. У нас речь именно о разработке: дети учатся программировать то, что потом обычный пользователь видит в очках. И не только видит, но может подойти, потрогать, понажимать. Все должно быть интерактивно. Виртуальная реальность как развлекательный сегмент сейчас менее востребован, чем как образовательный, — говорит Амиров.
Еще один класс, где ребята осваивают IT-профессию, посвящен изучению нескольких близких по структуре языков программирования, их называют Си-подобными языками.
– Изначально получилось, что к этому направлению отнесли все, что не поддавалось четкому делению. Для ребят помладше – робототехника, там же они осваивали понятия, связанные с алгоритмами, то есть последовательность действий, и так далее. Для тех, кто постарше и нацелен на работу с микроэлектроникой, с какими-то схемами, мы сделали курс с ориентиром на микросхемы и ардуино (это такая плата, очень легко программируемая). Сейчас у нас цельный курс, который включает это все, но уже поэтапно. Ребята начинают с изучения языков для программирования «железа» C и C++, затем переходят на программирование роботов и микросхем.
«IT-куб» – федеральная программа, в других городах России тоже есть такие центры. В Дагестане проект работает уже второй год. Местом для пилотного запуска выбрали Махачкалу, центр работает на базе Малой академии наук Дагестана. Несколько недель назад «IT-куб» открылся и в Каспийске.
Учебный год в центре начинается со второй половины сентября. Главное — успеть записаться. Список необходимых документов приводится на сайте проекта.
Новичкам необязательно уметь кодить, говорится на сайте махачкалинского «IT-куба»: программа первого модуля рассчитана на тех, кто еще никогда не программировал. Однако понадобятся базовые навыки работы с компьютером: создание и редактирование папок и файлов, скачивание и установка программ на компьютер, быстропечатание, горячие клавиши, владение браузером.
Никаких вступительных экзаменов или тестов нет. В начале учебного года для родителей проводят собрание, где подробно объясняют, чему будут учить детей. С детьми также беседуют преподаватели. Труднее всего попасть в классы, где обучение ведется по партнерским программам, – Samsung или «Яндекс».
– Мы пробовали в прошлом году на свой страх и риск набирать детей от десяти лет, потому что был спрос. Но у нас программа сложная и более профориентированная. В 10–11 лет это скучновато. И тяжело. Если сравнивать с «Кванториумом», там все намного нагляднее: квадрокоптеры, 3D-печать. Это все можно ощутить и пощупать, это завлекает. У нас же создание мобильных приложений: ребенок все время должен работать за компьютером, он разрабатывает, пишет код, что-то ищет в интернете и так далее. Это требует внимания, выдержки, а когда тебе десять лет, хочется встать, походить, что-то пощупать, – поясняет Амиров.
Поэтому в центре немного подняли возрастной порог, и теперь здесь обучаются дети от 12 до 18 лет.
Понятно, что количество мест ограничено, но в первый год знания в «IT-кубе» получили около 400 детей. В этом году цифра немного увеличилась. Занятия идут два-три раза в неделю.
Анастасия Расулова. Фото автора
Читайте также:
«У меня важный бой намечается, посоветуй книгу»
Подражание может выглядеть круто. Доказано Гаджиевой
Дома сидим, в школу хотим
«Молодежка» в Telegram: https://t.me/molodejka05
«Молодежка» в Instagram: https://instagram.com/mdgazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в VK: https://vk.com/md_gazeta