Министр по делам молодёжи Арсен Гаджиев рассказал «Молодёжке» о молодёжи
— Когда говоришь о министерстве по делам молодежи, очень часто слышишь: «А зачем такое министерство нужно, чем оно занимается?»
— Придя в министерство полтора года назад, я сам задавался вопросом: «Чем же мы будем заниматься?» И мы тогда еще обозначили для себя основные направления работы. Назову несколько. В первую очередь это содействие трудоустройству. В прошлом году с нашей помощью около двух тысяч молодых людей устроились на работу. Как на постоянную, так и временную. Обычно трудоустраиваем студентов во время каникул. Таких было 500 человек. В этом направлении мы взаимодействуем с министерством труда и социального развития, а также с молодежным центром занятости «Успех».
— Как это происходит? Молодые люди обращаются к вам за помощью в трудоустройстве?
— У нас есть база вакансий. Мы говорим об этом, информируем, сообщаем через средства массовой информации. Люди обращаются к нам, и мы их сводим с работодателем, подсказываем, где что есть.
Второе ключевое направление – поддержка молодежного предпринимательства. Впервые за историю существования минмолодежи мы приняли участие и победили в отборе программ, направленных на развитие молодежного предпринимательства. Есть федеральная программа «Ты — предприниматель». В 2016 и в 2017 гг. мы стали ее победителями. В этом году по ней мы должны провести образовательную программу в муниципальных образованиях для 20 тысяч молодых людей. Итогом всех мероприятий должно стать то, что 150 молодых людей зарегистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. Это основная задача, на которую выделено 9 млн рублей. По той же программе можем направить молодых людей на обучение в другие регионы, на конгрессы, выставки.
Третье направление нашей работы — грантовая поддержка молодежи. Как мы ее осуществляем? Через форумные кампании в основном. Сейчас мы объявили конкурс грантов минмолодежи. Принимаем проекты, направленные на противодействие идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде. На это предусмотрено шесть грантов по 100 тысяч. Мы формируем и направляем делегации на самые мастшабные грантовые форумы на территории России. Это — «Машук», «Территория смыслов», «Таврида» и другие. Там защищаются социальные проекты, бизнес-проекты и так далее.
Еще одно направление нашей работы — реализация программы по противодействию идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи. Мы — соисполнители. Каким образом это происходит? Это — организация циклов просветительских мероприятий, проведение молодежных межрелигиозных форумов, разработка и тиражирование наглядной агитационной продукции. Снимаем фильмы. Наверное, слышали про фильм «ИГИЛ — восточный капкан»*. Вот это мои ребята, наши сотрудники сделали. Проводим социологические исследования, работу с детьми членов незаконных вооруженных формирований и тому подобное.
Помимо этих четырех направлений, могу назвать еще — патриотическое воспитание молодежи, реализация проектов по интеллектуальному развитию молодежи (игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?»), поддержка спортивных и творческих проектов. Профилактика наркомании в молодежной среде. Наверняка видели наши антинаркотические рейды по аптекам, где выявляем продажу наркотических препаратов без рецепта. Или же рейды по выявлению незаконной продажи алкоголи. У меня складывается ощущение, что у многих наше министерство с данными рейдами и ассоциируется.
— Эти рейды вроде не входят в обязанности вашего министерства. Зачем вы этим занимаетесь? Где госнаркоконтроль, полиция и другие органы?
— Да, вы правы. Это не наша прямая обязанность. Закон не заставляет нас проводит подобную работу. Раньше министерство этим не занималось. За последние полтора года нами проверено около 200 аптек. Десятки аптек лишены лицензии.
— Как это происходит? Вы узнаёте, что в какой-то аптеке продают наркоту. Дальше что?
— Обычно наши волонтеры, активисты созданного нами молодежного антинаркотического движения выявляют факт продажи. Они производят контрольную закупку. Когда у нас уже есть факт продажи наркоты или реализации алкоголя несовершеннолетним, мы оповещаем сотрудников правоохранительных органов, делаем еще одну контрольную закупку, после чего сотрудники в нашем присутствии выполняют свои прямые обязанности. Особо рьяных продавцов доставляют в отдел полиции. Считаю, что законодательство в этом плане слишком лояльно. Мы направили в соответствующие органы наши предложения об ужесточении наказания за безрецептурную продажу препаратов и алкоголя детям.
— Когда правоохранительные органы узнают о таком правонарушении, дальше они без вас действовать не могут? Что меняет ваше присутствие на этих рейдах?
— Могут, конечно. Они и действуют без нас тоже. Вся эта деятельность осуществляется при поддержке и совместно с министерством внутренних дел. Мы тут им помощники. С нашей стороны это — профилактика незаконного оборота наркотических средств и распространения алкоголя. Минмолодежи и МВД — органы, вплотную занимающиеся данной деятельностью. У нас много разных организаций, в том числе общественных, которые сидят в кабинетах, говорят об этом и имитируют борьбу. А мы работаем непосредственно на улицах.
Вообще, отличие министерства дня нынешнего — то, что мы работаем с молодежью именно там, где она пребывает. На улицах, в подъездах, а не в кабинетах.
— Поговорим о профилактике терроризма или наркомании. Вы показываете разоблачающие фильмы о вреде террора, рассказываете студентам и школьникам, как бороться против терроризма в Интернете или как плохо курить анашу, развешиваете плакаты. Насколько это эффективно? Вы ощущаете результат?
— Когда мы начали заниматься антинаркотической деятельностью, людей было очень мало, на пальцах посчитать. Сейчас этим занимаются тысячи людей. В том числе бывшие наркоманы. Они приходят на рейды, говорят, как брали наркотики. На встречах с молодыми людьми они выступают. Говорят, показывают свои фотографии периода наркозависимости. То есть, на живом примере. Мы даже проводили молодежный форум наркоманов — бывших и нынешних, которые проходят реабилитацию. Значит, люди вовлекаются в дело. Разве это не результат?
Или, к примеру, работаем с детьми членов НВФ. Берем их, отвозим в детские лагеря, разговариваем с ними, занимаемся социализацией, интегрируем в общество. То есть, делаем всё, чтобы они не пошли по стопам родителей, преступивших закон. Это не просто хабары какие-то, вести, а конкретная работа. Конечно, сразу после просмотра фильма человек не встанет и не скажет, что он перестанет употреблять наркотики или симпатизировать экстремистам. Это, как правило, происходит постепенно. Но, во всяком случае, до него доведена информация. Альтернативная информация. Отличная от той, которую он предположительно получает, находясь в соответствующих кругах. На такие встречи мы приглашаем авторитетных общественных, религиозных деятелей. Чтобы понять, насколько это эффективно, проводим социологические исследования — сами или совместно с разными институтами. В этом году тоже будем проводить. И результат мы видим. Я считаю, вся республика его видит. Это совсем не то, что было 4 — 5 лет назад.
«Работаем не только в кабинетах»
— В августе состоялся саммит «Каспий-2017». Сообщалось, что молодые лидеры поделились опытом, подписали соглашения о сотрудничестве. Всё это звучит так абстрактно. Можете привести пример, когда такой обмен мнениями принес какой-то конкретный результат? Например, мы узнали о том, что делается там, в другом регионе, и взяли пример. Или же что соглашение с кем-нибудь привело к конкретным результатам.
— Много раз слышал, как глава республики говорил о необходимости взаимодействия, взаимной интеграции прикаспийских регионов в области экономики, образования, культуры. Даже о создании прикаспийского университета. Мы этот посыл взяли на вооружение и начали с молодежи. Решили провести саммит с участием лидеров молодежных движений из данных регионов и государств.
Задача была — перенять друг у друга опыт реализации молодежной политики в разных регионах и странах. Уверяю, что достичь результата и, как говорится, «быть в тонусе» можно, только если узнаёшь что-то новое, а не варишься в собственном соку. А новое можно узнать только у тех людей, которые занимаются тем же делом. Я считаю, что полезный опыт в области организации молодежных объединений, реализации различных программ на этом саммите состоялся. Приехали представители 30 регионов России, 4 государств. Ребята до сих пор общаются, прорабатываются совместные проекты, которые будут реализовываться на территории наших стран и субъектов. Поданы совместные проекты на тот же форум «Машук» от нашей республики и других регионов. Польза от этого, безусловно, есть. Я, например, до сих пор общаюсь с людьми, с которыми познакомился на молодежных форумах еще студентом. Они в своих регионах кто-то министр, кто-то руководитель департамента, кто-то в посольстве этих стран у нас в России, кто-то возглавляет партию. До сих пор общаемся и выдвигаем совместные инициативы.
Кроме того, это же не просто люди там собрались, что-то обсудили и разъехались. В рамках саммита мы провели реалити-шоу «Завещание предков». Была экологическая акция на бархане Сарыкум. Тем самым продвигается имидж Дагестана как одного из центров туризма на Северном Кавказе.
Вообще, формат саммита предполагает участие людей, уже достигших какого-то успеха в данной деятельности. Этого не понимает только тот, кто не в теме. Еще хочется добавить, что это стимулирует к участию в грантовых мероприятиях. Например, к тому же «Машуку». Появляются новые идеи, задумки, они выигрывают деньги, начинают бизнес или реализуют другие социальные проекты.
— Кстати, о «Машуке» и грантах. Каков процесс отбора проектов для участия в форуме?
— Машук обычно проходит в августе. А подготовка к нему начинается гораздо раньше. Мы формируем группу экспертов и проводим так называемые «предмашуки». Их в этом году было 20. Мы выезжаем в муниципальные образования, заранее договорившись о времени и месте. Собираем разнообразную молодежь и объясняем, что такое «Машук» и что он может им дать. Даем основные понятия, что такое проект, как его примерно писать. После этого они расписывают свои проекты на бумаге. Потом мы встречаемся на итоговых «предмашуках» и смотрим проекты, выставляем баллы, проводим экспертизу. И таким образом формируем делегацию. В этом году набрали примерно 360 человек. Хочу отметить, что мы не обязаны делать все эти «предмашуки», заниматься отбором. Нам достаточно провести один «предмашук», направить на форум людей, даже если у них нет этих проектов. Необязательно, чтобы они были. Но тогда будет провал, мы ничего не выиграем.
— А каковы критерии отбора?
— Есть программа форума «Машук», есть смены, есть темы, номинации. Все участники знают, в какой номинации, по какой теме они подают. Это может быть в области молодежного предпринимательства, социально-ориентированные проекты, студенческого самоуправления, ЖКХ, архитектуры. Есть и критерии — актуальность, практикоориентированность (чтобы проект мог принести реальную пользу), охват, учитываем, где реализуется, опыт реализации проектов у автора, ну и, конечно, обоснование суммы.
В этом году выиграли 14 физических лиц по 300 тысяч рублей и 8 НКО по 2,5 млн. Всего около 25 млн рублей. Это лучший результат за всё время участия республики в данном форуме. Всех, кто выиграл, мы знаем, они опытные ребята.
— Можете рассказать о каких-нибудь интересных проектах из Дагестана, получивших поддержку на форуме?
— К примеру, бизнес-проект «Передвижной 3D-кинотеатр». Автор покупает набор оборудования, берет на работу 2 — 3 человек, и они будут ездить по республике, показывать профилактические фильмы о вреде экстремизма и терроризма, а также художественные фильмы. Вторые — платно, чтобы заработать. То есть, проект носит и социальную функцию, и, в то же время, является малым бизнесом. Думаю, этот молодой человек будет достойно зарабатывать.
В прошлом году выиграл парень, который у себя в Гунибском районе открыл консервный завод «Гонода». Производит консервную продукцию, сейчас расширяет производство.
Выиграл проект «Знать, чтобы жить». Автор работает с ВИЧ-инфицированными. «Академия молодого интеллектуала» — молодые люди будут реализовывать интеллектуальные проекты. Один парень получил 300 тысяч на тренажерный зал. То есть, это предпринимательство и здоровый образ жизни. Как видим, проектов много и они, на мой взгляд, вполне хорошие. По 2,5 млн выиграли на проведение форума сельской молодежи. Выделено 2,5 млн на популяризацию волонтерства, на реалити-шоу «Завещание предков» и т.д.
— А как и перед кем они отчитываются за реализацию проектов?
— С прошлого года у нас введена практика публичной защиты хода реализации проектов. Мы назначаем день, собираем общественников, и победитель по фотографиям и видео показывает, на что и как потратил или тратит деньги. Сейчас работаем над тем, чтобы на специальном сайте публиковать эти проекты, сметы, ход реализации, анонсы, отчеты. Все могут видеть, на что потрачены деньги.
— Недавно у вас сменили двух заместителей. С чем это связано? Вы перестроили работу или вас не устроила деятельность прежних заместителей?
— Мои заместители ушли на повышение. Магомед Маликов стал заместителем руководителя Корпорации развития Дагестана. А Марина Мутаева — заместитель управления по местному самоуправлению в администрации главы и правительства республики. Это такая обычная практика. Заместителей министра назначает и увольняет председатель правительства. То есть, это даже не мое решение было и не моя прерогатива.
— В соцсетях много обсуждали то, как ваши сотрудники или волонтеры поздравили главу республики с 70-летием, выстроившись в цифру на центральной площади. Многими это расценивалось как активная попытка понравиться главе республики. Расскажите, как всё произошло, чья была идея?
— У меня нет попыток сильно понравиться главе республики. Он знает, что я из себя представляю. Если бы не знал, не назначил бы министром.
Просто молодежь решила поздравить главу республики таким флешмобом. А у нас же много их бывает. Кто-то разворачивает флаг, кто-то исполняет танец. Инициатива принадлежала самой молодежи. Так получилось, что мы в тот день собирали участников форума «Машук». И вот они решили поздравить таким образом. И на камеру поздравляли. Вообще не вижу здесь предмета для какой-то дискуссии.
Я видел эти обсуждения, видео, кто инициировал их. Люди, которые ничего путного из себя не представляют. Люди, которые пытаются из ничего создать повод для обсуждения, найти недостатки в работе руководства республики. И молодежный флешмоб (кои десятками проходят по всей республике и стран) был расценен, как что-то экстраординарное, как признак какого-то тоталитаризма, культа личности, чуть ли не приравняв главу к Сталину. Ну что за бред? Больше всего писал об этом человек, который говорил, что замолчит и не будет критиковать власть, если ему дадут должность. Даже если бы и я организовал его, что в этом такого?
— Опыт работы министром по делам молодежи влияет на вашу личную жизнь? На общение с детьми, родственниками? Вы проводите с ними молодежную политику?
— Да, влияет. У меня один ребенок. Хотелось бы больше внимания уделять сыну, но не всегда получается. Однако стараюсь находить время, водить его куда-нибудь, общаться, развивать. Он занимается ментальной арифметикой. Опыт работы с молодежью на воспитание сына не влияет, ему всего пять лет. А в общении со взрослыми, конечно, помогает.
— Какая она, современная молодежь? Чем увлекается, с кем общается? Поделитесь вашими наблюдениями.
— У нас очень интересная молодежь. Самая разнообразная. Когда только пришел работать министром, я собирал лидеров молодежных сообществ республики. Это граффитисты, байкеры, битбоксеры, велосипедисты, киберспортсмены, рокеры и т.д. Просто я их знал до того, как стал министром. Работал с молодежью в университете и там с ними сталкивался. И сейчас мы плотно работаем. Например, проводим соревнования по киберспорту, байкерам помогаем в организации мотосезона, граффитистов на форумы отправляли, один из специалистов по граффити работает в оформлении фасада здания нашего молодежного центра. Из наблюдений скажу, что эти люди абсолютно аполитичны, они презирают политику. Большинство из них не любит власть. Не только нашу, а в целом. Спросите у них, знают ли меня. Они все скажут, что знают.
Блиц-опрос
— Любимый фильм?
— В разные времена нравились разные фильмы. Недавно посмотрел «Карточный домик». Нравится «Игра престолов», хотя до конца не смотрел еще.
— Не могу не спросить. Какой персонаж из «Игры престолов» больше всех понравился?
— Они все такие противоречивые. Но мне понравился Нед Старк. Он — человек слова.
— Какую музыку слушаете?
— Классическую и народную. Люблю народные песни на гармошке. Даргинские и аварские. Короче, народный далалай.
— Книга?
— Читаю книги из библиотеки Сбербанка. Очень хорошие. Герман Греф рекомендовал их своим сотрудникам. Любая книга о менеджменте мне интересна. Сейчас читаю Роберта Грина. Молодежи порекомендовать могу Стивена Р. Кови.
— Есть кумир? Идеал? Историческая личность?
— Кумиров и идеалов нет. Все эти личности были весьма противоречивые. Сложно сказать.
*ИГИЛ — Запрещенная в России террористическая организация
Рамазан Раджабов