Четыре короткометражки из восьми, представленных на III Национальной кинопремии «Мой Дагестан», победили в разных номинациях. Заявки на участие принимались с начала года до 10 июля. Награждали конкурсантов в кинотеатре «Россия» 21 июля, после просмотра фильмов и закрытого голосования жюри.
Приз за «Лучшую операторскую работу» получил фильм Камиля Алиева «Репортаж», и его же работа «Отражение» выиграла в номинации «Лучший социальный ролик». «Лучшая женская роль» — у Айшы Тухаевой, сыгравшей в фильме Умы Ибрагимовой «Моя война»; «Лучшую мужскую роль» получил Алиомар Абдуллаев во «Втором шаге» Арсена Абдулкадырова. Гусейн Гусейнов со своей «Ценой счастья» выиграл сразу в четырех номинациях и, потеряв голову, заговорил на английском. Это «Приз зрительских симпатий», «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура». Не получили ничего «Молодость», «Вдохновение» и «Кавказ».
Оценивали конкурсантов член Гильдии неигрового кино и телевидения, член Союза кинематографистов России Абдула Бечедов, режиссер и сценарист Ислам Ханипаев, декан актерского факультета ДГУ Нина Аджаматова.
«Мне очень понравился фильм «Цена счастья», это была лучшая работа, если быть объективным. Красивая картинка, хорошая операторская работа, монтаж, наполнение, сценарий, актерская игра – все вкупе дало хороший результат: фильм можно показать где-нибудь в столице и за него не будет стыдно. Форма во всех короткометражках хорошая, а вот наполнение оставляет желать лучшего. В этом году подкачал сценарий. Не хватает сценаристов и актерской игры, видно, что нет школы», — Карина Баталова.
«Скажу так. Я был и на предыдущей кинопремии. Прогресс огромный с прошлого года, даже качество съемки намного изменилось. «Репортаж» – про зомби – отличный фильм. Я поддерживаю тех, кто развивает хоррор. Не понравился «Второй шаг», скорее всего. Извините, конечно, но мимика героя – это просто нечто. Я не могу ни плохо, ни хорошо говорить, лучше сами посмотрите, увидите и поймете, о чем я», – Махмуд Ибрагимов.
«Во «Втором шаге» такая актуальная тема, мне кажется. Не понравился «Репортаж», потому что ужас. Дагестанский кинематограф будет развиваться, конечно. У нас талантливые амбициозные режиссеры с хорошими идеями», – Айшат Омарова.
«Самый красивый фильм – «Вдохновение», в нем показали природу Дагестана. Нет киноленты, не понравившейся, все хорошие по-своему. Начало положено, и им занимаются люди одержимые, которые поставили цель и будут добиваться ее. Я — бабушка организатора (смеется, отвечая на вопрос, как ее зовут)», – Разият Далгатова.
«Автор «Цены счастья» отлично исполнил свою роль. Было интересно смотреть, завораживающе. Нет фильма, который не понравился. Немножко не понравилось «Отражение», потому что две роли сыграл один человек, я думала, под раненой повязкой покажут другого человека. А так, интересно наблюдать, как дагестанский кинематограф развивается, мне нравится смотреть на наших людей», – Азиза Мирзаева.
«Выбираю «Второй шаг», потому что это фильм моего брата. Я просто знаю, как он снимал, нюансы, элементы, которые людям не видны. Знаю, что это очень трудно. Картинки понравились во «Вдохновении», такой фильм можно показывать людям, чтобы видели наши красивые места. Прогресс в дагестанском кинематографе есть: видео, картинка, звук стали лучше», — Аида Абдулкадырова.
«Цену счастья» как зрителю мне было нескучно смотреть. Динамичный монтаж, смысл абсолютно понятен от и до. Сценарный план, мне кажется, расписан до мелочей, так как там было столько деталей, на которых делался акцент, и они придавали какую-то атмосферу. И проблема актуальна, нетривиальна. Многие фильмы хромали из-за банальности. Начало «Второго шага» меня завлекло. Парень листает фото и видео в своем телефоне, мы видим экран, но не видим самого героя. Понятно, что речь про любовь, отношения… Надеялась, расскажут про любовь без ванили, так как начало этого не предвещало. Но потом все пошло куда-то не туда. Я потеряла нить. В общем, ничего не поняла. И все, кто рядом сидел, тоже. Видимо, у автора была в голове какая-то идея, но донес он до зрителей ее очень сложно.
Все говорили, что чего-то не хватало в фильме «Отражение», но мне там понравилось все. Некоторым не понравилось, что место действия не меняется, а как мне кажется, эта статичность была оправданной. Герои тоже хорошо сыграли свою роль. И Сарыкум, который ничем не отличался от пустыни. Это тот редкий случай, когда про терроризм и зло рассказали не так, как обычно рассказывают», – Патимат Ханапова.
«Сегодня, благодаря кинопремии, восемь работ получили выход на большого зрителя, стали достоянием создавшейся публики. Мы оценивали по качеству сценария, режиссуры, операторской работы. Безусловно, операторское решение очень хорошее, ребята поработали на славу. Им чуть-чуть не хватает обучающих семинаров или мастер-классов, которые бы их ближе подвели к теме. В кино есть понятия траектория фильма, экспозиция, завязка, кульминация, развязка – эти законы драматургии должны соблюдаться. Фильм «Молодость» хороший. Есть режиссерское решение, драматургия, послание к зрителю – три аспекта, которые должны содержаться в современном кино. Не понравилась лента, где показывают негатив, где показывают кровь, – то, что не воспринимается зрителем. Не хочу называть, по этике не принято как члену жюри», – Абдула Бечедов.
«В этом году, по сравнению с прошлыми, улучшилась техническая составляющая, организация. Участников и гостей больше, два организатора и волонтеры, благодаря которым такой проект и строится. Чтобы зрителям было интересней наблюдать за всем, в этот раз мы сделали красочное открытие: свет, музыка, песня. Чего не хватает? Инвестирования. У нас только частные инвесторы. В следующем году еще посмотрим, будет ли инвестирование от государства, оно нам необходимо. А обучающие школы для режиссеров, я не думаю, что это большая проблема, можно обучиться в Москве. У нас есть, к примеру, Камиль Алиев, который за пару дней подошел к нам с сырой идеей. У него не было оператора, мы помогли, и он снял неплохой фильм «Сант-Луис». В течение года учился в киношколе Александра Митты в Москве. Теперь снимает короткометражный фильм «Учитель». Камиля можно ставить в пример. Поддержали проект — и родился режиссер», – автор и директор кинопремии Далгат Далгатов.
«Да, это было в прошлом году, тогда все и началось. У меня не было ничего, организаторы подогнали мне оператора, помогли. Потом поехал в Москву обучаться и там же снял «Месть». Вернулся и снял «Отражение». И еще один получасовой фильм «Учитель», основанный на реальных событиях. К сожалению, в этом году показать не успел. На кинопремии были «Репортаж» и «Отражение». Первый – хоррор, второй – триллер, снят на Сарыкуме. Идея второго фильма антитеррористическая – герой идет на войну и встречает свое отражение, другого персонажа, который пытается его остановить. Думаю, людям принесет пользу и удовольствие от просмотра. А те, у кого, может, возникла мысль пойти на войну, в арабские страны, задумается», – режиссер Камиль Алиев.
Кинопремия, организованная Молодежным правительством РД и компанией «Dalgatovgroup», существует три года. В целях поддержки молодых кинематографистов, стимулирования создания кинопроизведений патриотической направленности и формирования положительного имиджа Республики Дагестан. Генеральным партнером кинопремии в этом году выступил ТД «Киргу», а генеральным спонсором – барбершоп «Oldboy».
Камила Рамазанова
Читайте также:
Да здравствует бодипозитивчик! И другие сериалы лета
Какие фильмы нельзя пропускать в 2018 году
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta