Не успела улечься пыль после Всероссийского конного перехода ногайцев, прошедшего в мае прошлого года, как вновь потомки былых кочевников и их друзья/соседи горцы Дагестана, Чечни и жители хуторов и станиц ставропольских житниц собрались в очередной раз. Теперь уже в Кунбатаре – на конноспортивный фестиваль.
Для него неслучайно выбрали время: 2022-й – как-никак Год культурного наследия народов России.
В Кунбатаре подготовили ипподром, чтобы отвечал всем требованиям. Это очень важно – скакуны порой стоят как новый «Мерседес». Привлекли профессиональных судей из Ставропольского края. Привезли и установили стартовые боксы (на Кавказе таких – единицы).
Семь забегов, семь призов – с довольно любопытными названиями: приз «100-летия Дагестана», приз «120 лет селу Кунбатар», «Приз ногайской царицы Казани Суюнбике», «Приз эпического героя Шора-Батыра», призы в честь олимпийцев Альберта Батыргазиева, принесшего золото России в Токио, и Юсупа Батырмурзаева, уроженца поселка Сулак, выступающего за сборную Казахстана.
Достойны упоминания и клички скакунов-участников: Жасмин Прайд, Галактика, Сеньор Бриз, Лагуна Фентейл, Разбойница, Джейран. Колоритные, согласитесь?
Организаторы дали возможность поучаствовать в скачках не только породистым скакунам, но и местным, для которых учредили «Приз развития местной породы лошадей».
Отдельные умельцы могли поиграть мышцами на аударысе. Это такая национальная вольная борьба, но только верхом на коне, – традиционная ногайская забава, закаляющая характер не только наездника, но и коня. Конь должен не бояться идти на таран, толкать оппонента,уметь не поддаваться на провокации и крики наездника-соперника. Правила очень просты: если тебя вытолкнули за рамки круга или твой конь трусливо«соскочил» из него– ты проиграл балл. Упал с коня – считай, положили на лопатки. Седла запрещены, камчу (плетку) ронять запрещено. Это равносильно поражению.
Камча для ногайца-мужчины – это как меч короля Артура для англичан. Для средневекового ногайца порой лучше было умереть на поле боя, чем потерять камчу в битве, – это считалось позором. Ее мужчине дарили при рождении старшие. Как правило, отец. На протяжении всей жизни ногаец наносил на нее метки о количестве сражений, в которых он принимал участие, или о количестве врагов, которых ему удалось убить.
Адреналин, восторженные крики толпы, ржание коней и споры – это непременные спутники таких народных скачек. Тем более что у многих кочевых народов любовь к лошадям возведена в культ. Об этом свидетельствуют бесчисленные пословицы и поговорки, эпитеты, сама конструкция языка. Если ногайцы хотят подчеркнуть красоту чего-либо, они говорят: «красив, как глаз лошади». Или еще: «Красота коня – от его головы, красота девушки – от ее бровей». Если у воина нет коня, это всегда личная трагедия для него, про такого говорят: «Батыр-всадник лежит без коня». Косвенно так говорят и о достойном человеке, потерявшем самое главное в этой жизни или ограниченного в возможностях.
Ногайская пословица призывает: «Пока жив твой отец, познай народ. Пока есть у тебя конь, познай родные земли». В добрый путь!
Эмир Отевалиев
Читайте также Шайтаны, джинны и с чем их едят
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте».