Как добиваются успеха в тайском боксе
Давно не слышали о тайских боксерах? Сейчас исправим. Камиль Магомедбаширов побил всех, до кого только успел дотянуться своими шустрыми ногами и крепкими руками. Он множество раз становился чемпионом Дагестана, трижды побеждал на первенстве СКФО, брал золото первенства России и первенства Европы. Но все это были лишь цветочки. Спортсмен переходит из юниоров во «взросляки» (и в этой возрастной категории он уже завоевал золото на чемпионате Дагестана). 7 февраля боец постарается закрепить успех на чемпионате СКФО. Корреспондент «Молодежки» отправился в легендарный клуб «Скорпион», чтобы пообщаться с Камилем и его наставником Касумом Гаджиевым.
— Как обходятся с новичками в «Скорпионе»? Тренировки сразу по жести или не прессуете сильно?
Касум: Мы проверяем ребенка, смотрим, настырность какая. Со временем обучаем его кое-каким базовым приемам и даем ему ребят, с которыми он может боксировать. Смотрим на его смелость, выдержанность, готов ли он драться. И прикидываем, как с ним дальше работать.
— Тренер может взглянуть на ребенка и понять: вот из этого парня выйдет толк?
Касум: Конечно. Опытный тренер по походке может определить: боец перед ним или нет.
— А «не боец» — это приговор?
Касум: Ни в коем случае. Из такого ребенка тоже можно воспитать достойного спортсмена. Дети есть дети. Свое «я» у них ближе к четырнадцати годам формируется. Бывает, ребенок начинает плакать на тренировках. Его пугают трудности, соперники, он боится пропускать удары. Некоторые родители в этот момент хотят забрать ребенка из секции. А мы стараемся их отговорить. Если ребенок слабый, его нужно удержать в зале. Здесь мы воспитаем у него характер бойца. И речь не о том, чтобы обязательно сделать из него продвинутого боксера, а просто не допустить, чтобы он вырос капитальным трусом. Именно это и произойдет, если вовремя не научить его преодолевать трудности. Не все родители понимают этот момент – если ребенок плачет из-за сложностей, возникших в зале, он точно так же будет реагировать на любые другие преграды. И к годам четырнадцати надо с этим обязательно разобраться. Опытный тренер с этой задачей легко справится.
— Камиль из категории прирожденных бойцов или нет-нет хныкал и просился домой?
Касум: Ни разу не замечал, чтобы Камиль плакал. У него с детства характер мужика. Но главное его качество – трудолюбие. Он всегда работал усерднее других.
— Камиль, ты был трудолюбивым с самого детства, еще до того, как дедушка привел тебя в «Скорпион» восемь лет назад?
Камиль: Я был совершенно обычным ребенком. Не особо задумывался, что нужно быть трудолюбивым и дисциплинированным. Эти качества я приобрел благодаря тайскому боксу. Куда бы я делся? (Улыбается)
— В последний раз ты проигрывал в 2020-м. Дорожишь такой длинной беспроигрышной серией?
Камиль: Да, однозначно. Проигрывать будет очень неприятно. Не по себе станет, если проиграю.
— И все-таки вспомни: каково тебе было после проигрышей? Легко выходил из этого состояния?
Камиль: Чем старше становился, тем легче выходил. Когда молодой, не понимаешь, что поражение – это просто поражение, а не глобальная трагедия. И очень болезненно воспринимаешь любой проигрыш. А сейчас уже давно не проигрывал, так что и сказать не могу, как отношусь к проигрышам. Надеюсь, еще не скоро вспомню, что это такое.
— Касум, с каким бойцом легче работать – с тем, кто слишком расклеивается после поражения, или с тем, кого не в меру окрыляют победы?
Касум: И с тем, и с другим очень сложно работать. Потому что тот, кто окрыляется, уже не так воспринимает тренера. Встречаются такие ребята. Они думают, что сами всего добились. Это ж они на ринге боксируют, они же побеждают, им начинает казаться, что самим виднее, как тренироваться. И начинается: «А может, я так сделаю, а вот такой прием попробую…» Перестают слушать наставника. Это роковая ошибка.
А кто ломается… нужно его поскорее привести в чувство, показать, что все великие спортсмены проигрывали. Сегодня проиграл, завтра выиграл. Это нормально. Проигрыш – из-за травмы, из-за судейской ошибки, из-за собственных недочетов – не перечеркивает работу, которая была проведена в зале. Продолжай тренироваться, и на следующем турнире ты победишь соперника, который одолел тебя на предыдущем.
— Какие типы бойцов есть в тайском боксе и к какому принадлежит Камиль?
Касум: Есть те, кто полагается на физическую силу. Они хорошо держат удар, постоянно прессингуют, заламывают соперника.
Есть технари. Они обычно так действуют: ударят, заберут очко и начинают бегать по рингу секунд 20-30. Потом снова бьют, и история повторяется. В рубку не идут.
Но и те, и другие, когда попадают на Камиля, не понимают, как против него действовать. Потому что мы систематически выставляли его против обоих типов бойцов и выработали свою методику.
— Камиль, перечисли три главных качества тайского боксера.
Камиль: Выносливость. Характер. Ну… сложно еще что-то добавить…
— Может, быть с тренером на одной волне?
Камиль: Да. Точно. Иметь хорошего тренера – это вообще самое главное.
— Касум, вам тот же вопрос.
Касум: Сила духа. Трудолюбие. И умение слушать тренера. Никакой большой боец без тренера ничего не добьется. Даже если тренер где-то путается, все равно нужно его слушать. Тренер сумеет ошибку понять. Он со стороны процесс видит. А ученик, скорее всего, не разберется, в чем проблема.
— Что самое сложное в переходе из юниоров во взрослую возрастную категорию?
Касум: Это очень тяжело, тут многие и оступаются, не ожидая такой серьезной конкуренции. Ребенок до 18 лет не ощущает удар мужика. Во взрослой категории спортсмены очень подготовленные, физически сильные. Они в своих весах по многу лет дерутся, всё знают. Сейчас самый важный момент в карьере Камиля. Всё, чему мы учились восемь лет, сейчас должны показать. До этого были только цветочки. В первый год прощупываем соперников, во второй – побеждаем. Ну, а на третий год уже закрепляемся в статусе лидеров. Такой план. Мы постараемся и в первый год побеждать. Но какие противники нас ждут, кроме Аллаха никто не знает. Кого-то выиграем, кому-то проиграем. Нужно хотя бы по одному разу с самыми сильными соперниками побоксировать, чтобы лучше их понять. Этим и будем заняты.
Мы уже выиграли чемпионат Дагестана среди взрослых. Сейчас на носу СКФО. А дальше уже будем готовиться к чемпионату России, который пройдет в марте.
— Камиль, какие ощущения от боев в новой возрастной категории?
Камиль: Раунды длятся дольше: три минуты вместо двух. Это тяжело. В юниорах выступают с нательным протектором, а мужики дерутся уже без него. С одной стороны, удары ощущаются посильнее, если пропускаешь, с другой — без жилета двигаться удобнее, добавляется скорость, маневренность, ничего не висит на тебе. Так что это, пожалуй, даже плюс. Просто нужно к этому привыкнуть. Думаю, это много времени не займет.
— В случае удачного выступления и на СКФО, и на чемпионате России, будет куда двигаться дальше? Или нас пока не хотят видеть в других странах?
Касум: Есть, конечно, проблемы с выездом. Турция, Таиланд, Марокко – туда выехать можем. Но если чемпионат Европы будет проходить где-нибудь во Франции, нас туда не пустят. Но рано или поздно нас вернут на мировую арену. Без нас нет такой серьезной конкуренции. Российские спортсмены должны присутствовать на международных соревнованиях, это все понимают.
Руслан Бакидов
Читайте также «Очень страшный вид спорта»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»