История самого быстрого дагестанца
Мечтает обновить рекорд, который держится уже пятьдесят лет, пробегает каждую неделю почти по 200 километров и совмещает занятия спортом с работой в каменоломне – все это о жителе Акушинского района Магомеде Алигаджиеве, которого часто называют самым быстрым дагестанцем. Серьезно заниматься бегом он начал только в тридцать лет.
Магомед регулярно ездит на турниры по горному бегу и редко возвращается без наград. Только в этом году он уже победил на трейловых забегах Chechnya Wild Trail, Dagestan Wild Trail и Arkhyz Wild Trail и на Всероссийском полумарафоне «Забег Атлетика». А сейчас готовится к одному из самых важных стартов в карьере – чемпионату страны – ведь именно на этих состязаниях он планирует защитить звание мастера спорта России.
«Как хоть до финиша-то добегал?»
Яеще в детстве заметил, что бегаю лучше сверстников, но не думал, что бег может быть профессиональным спортом. Рос в селе, телевизор не смотрел, про легкую атлетику не слышал. В двадцать понял, что высоким мне не стать – мой рост 163 сантиметра – поэтому решил: «Давай хотя бы в ширину подрасту». И начал качаться. Ну, тоже чисто по-сельски. Отжимался в течение дня по 1000-1200 раз. Не за один подход, естественно, я же не какой-нибудь акушинский Геркулес. Самодельные тренажеры какие-то делал на поле, где обычно пас баранов. Вот и все мои тренировки на тот период времени. Сейчас уже не отжимаюсь, лишняя мышечная масса мне ни к чему – для бегуна каждые лишние сто грамм имеют значение. Есть формула, как узнать свой идеальный вес для бега на длинные дистанции. Отнимаете 110 от своего роста. Я вешу 59 кг. По-хорошему, мне надо килограмма 53 весить, но такого результата достичь пока у меня не получается. Впервые я принял участие в соревнованиях по бегу в 25 лет. Это были районные соревнования.
Я занял второе место и после этого еще лет пять участвовал в различных состязаниях по схеме: услышал про турнир – побегал перед ним пару дней — вернулся с медалью и дипломом. Если перед соревнованиями удавалось потренироваться, дней десять думал: «Да, я такую форму набрал, на полгода хватит».
Осмысленное отношение к бегу появилось после знакомства с тренером Евгением Драгуновым. Только в 30 лет я узнал, что существуют какие-то беговые упражнения. Я раньше просто бегал и думал, что так и надо. А тут какой-то «олений бег», «семенящий бег», «высокое поднимание колена с выпрямлением». Поначалу эти упражнения казались какой-то ерундой, потому что странно выглядели со стороны. Но мышцы после них болели, а я слышал: мышцы болят, значит, прогресс идет. И действительно, результат долго ждать не заставил. До знакомства с Драгуновым я 3000 метров бегал где-то за 9:30. А через полгода пробежал уже за 8:54. Почти сорок секунд сбросил, это заметный прогресс. Я понял, что раньше бегал совершенно неправильно. И ногу не так ставил, и ширина шага не та была, и дышал неправильно… как хоть до финиша-то добегал?
«Сидели за столом три товарища, решили: чего бы 210 километров не пробежать»
Я работаю на каменоломне. Большого удовольствия мне это не приносит, но что делать? У нас в районе не то, чтобы очень много разнообразной работы, а семью кормить нужно – у меня жена и трое детей, а бегом на хлеб не заработаешь. Профессиональный спорт и работу совмещать не очень хорошо. Когда ты нацелен на результат, а не просто на хорошее настроение оттого, что одолел дистанцию, – работа, особенно такая тяжелая, как на каменоломне, мешает. Иногда с утра потренироваться не успеваешь, думаешь: «Ничего, сейчас с работы вернусь, наверстаю». А потом садишься ужинать, оттуда незаметно перебираешься на диван, и… ой, а что случилось? Почему уже утро? Но дней за десять до старта я обычно прекращаю ходить на каменоломню и полностью посвящаю себя тренировкам. В день пробегаю разные дистанции. Я ориентируюсь на недельный объём. Летом это 90-120 км. В зимний период около 200 километров.
А самая большая дистанция за один раз — 210 км. Понадобилось 33 часа, чтобы ее преодолеть. И это были не соревнования, а забег в стиле «Сидели за столом три товарища, решили: чего бы 210 километров не пробежать». От центральной мечети в Хасавюрте до центральной мечети в Дербенте. Я не очень хотел принимать участие в этой затее. К такой дистанции по-хорошему полгода надо готовиться, чтобы с нормальными показателями пробежать. Я даже не люблю этот забег вспоминать. Он такой тяп-ляп получился. Тренер, кстати, тоже был недоволен. После таких забегов некоторые спортсмены по 4-5 месяцев восстанавливаются, ни в каких соревнованиях участия не принимают. Я, к счастью, восстановился меньше чем за месяц и поэтому не пропустил ни один из запланированных турниров.
Приезжаю и спрашиваю тренера: «А горы-то где?»
Когда впервые отправился на чемпионат России, был уверен, что всех там обгоню, приду первым, вернусь в район, гордый, счастливый, в статусе первого чемпиона России по горному бегу из Акушинского района. А вернулся злой и раздосадованный. На чемпионатах Дагестана и СКФО я привык, что впереди меня никто не бежит. Это мои соперники видят мою спину. А на чемпионате России все было наоборот. Впереди меня бегут люди, а я к ним даже приблизиться не могу, не то что обогнать. В итоге прибежал 13-м. Меня это очень сильно разозлило. Но поражения меня морально не ломают. Больше мотивируют. Следующий чемпионат России по горному бегу проходил в республике Марий-Эл. Приезжаю и спрашиваю тренера: «А горы-то где?» Думал, неужели перепутали что-то. Оказалось, что там забег по холмам, в лесистой местности. На первом чемпионате страны мы бежали только вверх, в гору, 7 км. Здесь же соревнования «вверх-вниз» на дистанцию 12 км. Удалось улучшить результат, я пришел 12-м. На следующем чемпионате стал седьмым. В конце октября будет еще один турнир, я верю, что смогу войти в пятерку. Тогда получится защитить звание мастера спорта России. Правда, не факт, что мне его присвоят. В Дагестане нет федерации легкой атлетики, и это может стать помехой. Я уже давно защитил звание кандидата в мастера спорта, но официально этим статусом не обладаю. Посмотрим, как все сложится в этот раз. Даже если звание не присвоят, буду счастлив, ведь сам-то буду знать – результат я показал. Правда, в очередной раз задумаюсь, а не выступать ли мне за другой регион, раз в Дагестане такое отношение к легкой атлетике. Разговаривал об этом с одним спортсменом из Ставропольского края. Он обещал, что поговорит об этом с кем-нибудь из своих коллег. Но всякий раз на вопрос: «Ну, как дела продвигаются?» — отвечал как-то туманно.
Я понял, что он не хочет, чтобы я составлял ему конкуренцию внутри команды. Даже обещал ему, что продолжу выступать только в чемпионатах по горному бегу, а он пусть бегает по гладкой поверхности. Но кажется, его это не убедило. В любом случае дождусь октябрьского чемпионата России, а дальше видно будет.
«Бросай бег, переходи в ММА»
Во всем Акушинском районе, кажется, только я сейчас бегом и занимаюсь. Раньше, когда я возвращался с соревнований с победой, первый вопрос от односельчан был: «Ну, что тебе за это дали?» А что на чемпионатах дают: медаль и диплом. На коммерческих турнирах от силы 20 тысяч. Вот все знакомые и удивляются – зачем мне этот бег сдался. Один друг даже предложил: «Бросай бег, переходи в ММА».
Лет пять как минимум нужно заниматься смешанными единоборствами, чтобы хоть чему-то научиться. И вот в сорок лет я стану великовозрастным новичком. И с кем мне там драться? С другими сорокалетними новичками? Где я таких найду?
Сейчас я хочу обновить рекорды Дагестана на 10, 5 и 3 км. На 10 км рекорд стоит почти 50 лет, его установил Виктор Лесов, пробежав дистанцию за 31 минуту, 6 секунд. На стадионе я такую дистанцию пока не бегал, в парке пробегаю за 32 минуты 35 секунд. Вот когда защищу звание мастера спорта, обновлю дагестанские рекорды, тогда всерьез задумаюсь: «А дальше что?» Есть желание посостязаться на международных турнирах – в Турции интересные забеги проходят. Хочется замахнуться и на российские, и даже мировые рекорды. Хватит ли сил? Время покажет. А пока у меня впереди еще много интересной работы.
Руслан Бакидов