В Дагестане прошел первый в истории чемпионат по драг-рейстингу. Мы там были, всё видели и готовы об этом не только рассказать, но и показать. А что? Можем, умеем, практикуем! Дымящиеся автомобильные шины, рев моторов, буйство тюнинга и, конечно, дух соперничества – вот чем запомнился этот чемпионат. Но обо всем по порядку.
В этот день на аэродром Улар, который находится неподалеку от села Красноармейское, казалось, стекалась не только вся Махачкала и республика, но и соседние регионы.
Преодолев пыльную дорогу и зайдя на Улар, перед вашими глазами открывается широкое поле с сотнями припаркованных машин. Здесь есть все! Родные дагестанцу «приоры», «десятки», «жигули», а также автомобили классом повыше: BMW, Mercedes, Ford Mustang, Zeekr, Tesla и многие другие. Пока вы фотографируете происходящее взглядом (а корреспондент «МД» и на фотоаппарат), все заняты своим делом. Одни автолюбители ковыряются под капотом, готовя своего железного коня к предстоящим заездам, другие знакомятся друг с другом и братаются, а третьи наблюдают за теми, кто уже решил проверить машину на прочность до начала гонок. Рев двигателей, как хороший саундтрек, сопровождал соревнование от начала и до самого конца.
Формат соревнования был таков: гонка на ускорение между двумя автомобилями на дистанции в 402 метра по прямой трассе. Заезды проходили в два этапа: сначала на время, а потом классическое противостояние – то есть, кто первый финиширует.
Клуб автолюбителей Jemso Drive, а также организатор этих гонок с гордостью заявляют о более 80-ти зарегистрированных участниках. Среди них не только дагестанцы, но и водители из Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечни, Ростовской области, Ставрополя и Абхазии.
— Автоспорт в Дагестане приобретает стадионный формат, поэтому нам был нужен аэродром, – говорит Шамиль Хайбулаев, руководитель Jemso Drive. – Нам удалось сформировать проект, который может опасный адреналин (гонки в городских условиях) заменить на относительно безопасный. И вот в этот безопасный вариант необходимо вовлекать людей. Мы ведь это для чего делаем? Чтобы, в том числе, сократить количество ДТП. Чтобы молодые парни могли тут выплеснуть свой пыл, жар и жажду скорости.
Тем временем начались заезды, но на территорию аэродрома все прибывают зрители и новые автолюбители. Сообщество крутых машин разбавляют не менее крутые мотоциклы разной масти: от Harley Davidson до Honda CBR 1000 RR. Можно заметить квадроциклы и даже машинки на дистанционном управлении.
Бригады скорой помощи и пожарной машины бдят за происходящим на трассе. Мы за безопасную езду! Ну и за красоту, конечно.
Визуал, конечно, был просто отличный. В духе знаменитой автосаги «Форсаж» или компьютерных игр типа Need for Speed. Что ни говори, а мы находимся в эпицентре эстетического наслаждения для ценителей красивого дизайна.
Люди с телефонами наперевес ждут хорошего кадра: кто шины перед заездом прогреет и площадку задымит, кто порычит перед стартом, а кто и вовсе обгонит соперника, пролетев мимо – только успей заснять. Каждый зритель имеет своего фаворита и хочет его победы.
![](https://md-gazeta.ru/wp-content/uploads/2024/04/img_0067-scaled-e1714168252531-1024x651.jpg)
В толпе присутствующих можно увидеть и известных людей – мероприятие привлекло самых разных дагестанцев. Расул Магомедов, он же Цулик, который не так давно рассказывал «Молодежке» о том, как шутить в несмешные времена, делится с нами своими впечатлениями.
— Я бы хотел, чтобы наша молодёжь шумела только на таких мероприятиях. Мне кажется, если такое чаще организовывать и давать ребятам показывать тут всю свою мощь, то в городе им уже не будет интересно это делать,
— говорит Расул.
Подобной точки зрения придерживается и Шамиль Хайбулаев. Он считает, что только через регулярность можно что-то изменить: «Наш следующий шаг развития – проведение еще одного чемпионата, конкурсов на знание вождения… Вот так, не сразу, но с годами мы сможем повлиять на статистику ДТП».
Возвращаемся на поля автомобильных ристалищ. Зрителей стало больше. Приходится даже останавливать заезды, чтобы освободить зону возврата автомобилей. Некоторые зрители начали стоять перед бетонными ограждениями, а другие и вовсе перебегают трассу в поисках лучшего обзора. Все как мы «любим». Организаторы чемпионата принимают решение остановить гонки в целях соблюдения безопасности:
— Мы были готовы к тому, что зрителей будет вдвое больше, чем мы ожидали. Но не были готовы, что их будет больше в десять раз! – В его голосе слышится не разочарование, а понимание. – Нет такого, что у нас народ бескультурный. Просто наш народ научить надо, показать, что и как делается. Раньше горцам автовыставки и гонки не проводили, и такие масштабные события наш человек не видел. Поэтому дагестанцы не всегда знают, как правильно себя вести. И мы — те, кто знает — должны это до них донести. Иногда такие знания формируются годами, я это понимаю, но безопасность важнее.
Впереди нас ожидает второй этап чемпионата. Дата и время пока не определены. Но мы обязательно будем следить за новостями. Автомобильный драйв, попав в сердце, просто так не выветривается.
Умар Даниялов