В августе 1914 года по приказу императора Николая II была сформирована Кавказская конная дивизия, объединившая тогда сразу несколько национальных полков — кабардинский, дагестанский, осетинский, черкесский, абхазский, ингушский и чеченский. Под командованием родного брата царя Михаила Романова всадники успешно сражались на австрийском и румынском фронтах. Тысячи воинов были удостоены боевых орденов, в том числе Георгиевских крестов и медалей «За храбрость».
Несколько дней назад в Махачкале стартовали мероприятия, посвященные 100-летнему юбилею Кавказской (туземной) конной дивизии. Об этом мероприятии было столько рассказано и показано, что повторяться нет смысла. Также почти все в Дагестане знают, что название тиффози «Анжи» — «Дикая дивизия» — взято именно из названия кавказской конной дивизии, но мало кто знает, как все начиналось. Ниже рассказ непосредственных участников этого движения.
До 1998 года «Анжи» не имел активных фанатов. Были, разумеется, болельщики, которые изредка посещали выездные матчи. В один прекрасный день у молодых людей появилась идея создать группу фанатов. На тот момент фактически уже функционировало Общество любителей футбола Дагестана. Его создатель Клим Адильгереев на встрече с Кайравом Кагермановым, который впоследствии с Мурадом Генжехановым станет создателем фанатского движения, обговорили будущее название. Адильгереев предложил два названия – «Акулы Каспия» и «Дикая дивизия». Кагерманову больше по вкусу пришелся второй слоган. Так и решили. Кстати, сегодня Кайрав Кагерманов и Мурад Генжеханов являются работниками ФК «Анжи».
Вначале в «Дикой дивизии» было около десяти ребят. Пионерский барабан, горн, дагестанский флаг – больше было похвастаться нечем. «Дикари» располагались в центре северной трибуны стадиона «Динамо», и постепенно ее ряды стали увеличиваться. Первые фанатские шарфы появились уже в следующем, 1999 году, когда «Дикая дивизия» имела в своем составе намного больше фанатов.
Она всегда отличалась от фан-клубов других российских городов. Если другие фан-группы – это небольшой сектор или группа секторов на стадионе, болеющих непрерывно, то «ДД» – это своего рода «поджигатели» на стадионе. Достаточно было им отбить пару барабанных дробей и прокричать «Вперёд, вперёд, «Анжи» Махачкала!», как весь стадион подхватывал клич в едином порыве и гнал команду вперёд! В такой атмосфере отличить фаната от простого болельщика было весьма проблематично.
Сегодня такой арсенал, как один пионерский горн, один барабан для лезгинки и пара-тройка дагестанских и клубных флагов, никого не удивит, но тогда этого вполне хватало для того, чтобы сделать стадион единым организмом и вдохновить команду на великие победы.
Со временем активисты движения стали старше и остепенились, на фоне удручающих результатов команды молодежи стало все сложнее заводить трибуны, и уже к вылету команды в первый дивизион движение постепенно приходило в упадок. Остатки «Дикой дивизии» стали именовать себя «Южным батальоном», взяв за основу названия место дислокации (южная трибуна стадиона «Динамо») и значительно сократившуюся численность личного состава. Вскоре и эта группа прекратила свое существование. В сезоне 2007 г. группа молодых ребят из числа активных пользователей сайта болельщиков решили, что для возрождения «Дивизии» не хватает организованности, а легендарную фан-группу пора бы возродить.
Для начала был создан свой фонд в Интернете, с помощью которого набралась небольшая сумма денег. На эти деньги был заказан желто-зеленый баннер «ДД-Анжи», с которым эта группа в числе еще 50-ти активных болельщиков отправилась на выезд в Москву, где на трибунах «Лужников» в матче «Торпедо» — «Анжи» тожественно развернула новый баннер и запалила «дымовушку».
Настоящий прорыв произошел после того, как в движении появились новые амбициозные и инициативные люди, многие из которых на данный момент наравне с группой «старожил» составляют самую активную часть «Дикой дивизии», в их числе и нынешний лидер «ДД» — Рамазан «Neo» Газиев.
Прорыв коснулся как перфоманса, так и организационных вопросов. В сезоне-2008 этой группе удалось собрать вокруг себя на секторе большинство активного фан-сообщества стадиона «Динамо». Окончание сезона-2008 фан-сектор отметил масштабным по меркам первого дивизиона пиротехническим шоу – за несколько минут до окончания встречи «Анжи»-«Динамо» Брянск было зажжено несколько десятков файеров и так называемых «стробоскопов».
Официальной датой возрождения «Дикой дивизии» принято считать 10 декабря 2008 года. В этот день в спорт-баре под восточной трибуной стадиона «Динамо» состоялось первое собрание, на котором было 12 человек и принято решение о возрождении «Дикой дивизии». В организационном плане пришлось начинать практически с нуля. Был разработан устав. Определена структура «ДД», определены приоритетные направления деятельности и назначены ответственные за эти направления. Организован сбор ежемесячных взносов.
В сезоне 2009 в первую очередь заказали фанатские "розы". Новоиспеченные участники клуба болельщиков совместно с другими посетителями Интернет-страницы «ДД» собрали деньги и заказали небольшую партию шарфов с надписью «Дикая дивизия». На вырученные средства при поддержке клуба к матчу 4 тура против «Балтики» был изготовлен первый масштабный баннер, достигавший 12 метров в высоту и 18 метров в ширину. На нем была изображена голова орла, под которой располагался текст «Пора покорять вершины».
В течение года численность сектора выросла с 30 до 300 участников. Постепенно сектор окрасился в клубные цвета, а репертуар зарядов существенно расширился. Расширилась и география выездов. Кроме традиционных поездок в соседние регионы, были также в Белгород, Липецк. Да и выезды на Юг страны стали намного масштабнее.
С выходом команды в премьер-лигу «Дикая дивизия» стала равноправным участником футбольной и околофутбольной жизни страны. Организация вышла на новый уровень взаимодействия с различными ведомствами и СМИ, стала более основательно отстаивать в них свои позиции и интересы. «Дикая дивизия» как общественная организация была зарегистрирована в Минюсте. Выданы удостоверения участников «ДД».
Кроме того, открыто региональное отделение ВОБ. В конце 2010 года совместно с Тимуром Умаровым был записан музыкальный клип «Дикая дивизия».
С приходом в клуб нового владельца Сулеймана Керимова и началом так называемой «Новой истории» работа клуба с болельщиками и взаимодействие «ДД» с клубом вышло на совершенно иной уровень.
«Дикая дивизия» по-прежнему остается независимой организацией, но при этом находится в тесном взаимодействии с клубом. В частности, один из самых активных участников «ДД» Магомедзагид Кебедгаджиев с 2011 года является сотрудником клуба по работе с болельщиками. Кроме того, участники «ДД» принимают участие в процессе реализации билетов на матчи, помогая тем самым клубу в борьбе с перекупщиками.
В свою очередь, клуб максимально оперативно реагирует на нужды болельщиков, а выделение практически на каждый дальний выезд бесплатного авиарейса фанатам и вовсе является беспрецедентной практикой в нашем футболе. В мае 2011 года был открыт офис "ДД", который и по сей день находится по адресу Коркмасова, № 90.
Увы, за 16-летнюю историю клуба «Анжи» вторично покинул высший дивизион российского футбола, чтобы, как уверены все тиффози без исключения, вновь вернуться в элитную семью футбола страны, но и в этот раз «Дикари» не оставили клуб без своей поддержки. Прошло уже 8 туров ПФЛ, и по нарастающей — «Анжи-Арена» на сегодня является самым посещаемым стадионом в ПФЛ. Только на последнем матче с «Крыльями Советов» присутствовало одиннадцать с половиной тысяч болельщиков. Клуб идет в авангарде, отставая лишь на одно очко от лидера первенства, а это подстегивает не только фанатов, но и «кузьмичей».
Подготовил Заур Зугумов