В гостях у «МД» побывал руководитель Дагестанского отделения Федерации комбат самообороны России Магомед Ширванов. И если вы мало что слышали об этой организации, то статья специально для вас.
— Расскажите, как вы оказались в Федерации комбат самообороны?
— В 2007 году я начал заниматься тренерской деятельностью. И первыми крупными соревнованиями, на которые отправились мои ребята, был Кубок России по смешанным единоборствам в разделе Mix-Combat в Рязани. В это же время там проходил и президиум Федерации комбат самообороны. На нем собрались все руководители региональных отделений, человек 50. Они увидели моих ребят, узнали, откуда мы, и предложили мне стать представителем их Федерации в Дагестане. Дело в том, что до этого в нашей республике регионального отделения Федерации комбат самообороны России не было.
— Как думаете, почему выбор пал на вас?
— Для этой Федерации важны не только спортивные достижения бойцов, но их культура, дисциплинированность. Там очень строго с этим. Руководство Федерации пару лет присматривалось к дагестанским тренерам. Взвешивали все «за» и «против», чтобы сделать правильный выбор. В Рязани они увидели моих ребят, хорошо подготовленных, интеллектом не обделенных, и в конечном итоге остановились на моей кандидатуре.
— С вашей стороны сомнения какие-то были?
— Нет, я согласился с большим удовольствием. Никаких сомнений у меня не было. Я видел, на каком высоком уровне проводятся соревнования под эгидой Федерации комбат самообороны, поэтому мне было приятно стать частью этого процесса. Знаете, что мне больше всего понравилось? Для представителей этой Федерации важнее всего, чтобы молодые ребята были вовлечены в спорт. А из какого они региона, дагестанцы они или москвичи, для них роли не играет. Поэтому я не припомню, чтобы на их соревнованиях хоть кого-то засуживали. Там не отдается предпочтения той или иной стороне.
— С какими сложностями столкнулись на посту руководителя?
— Команда у меня уже сформировалась дружная, дисциплинированная, так что в этом плане никаких проблем нет. В первое время были кое-какие финансовые трудности, но и они не мешали нам вывозить спортсменов на все соревнования. Как-то находили деньги, через спонсоров, знакомых.
Единственная сложность, которая сохранилась до сих пор, — в неком недопонимании со стороны чиновников и руководителей спортивных структур того, что наши спортсмены заслуживают хоть какого-то внимания. Ко мне иногда подходят молодые ребята и спрашивают: «Мы представляем Дагестан на международных соревнованиях, завоевываем медали чемпионатов мира… почему нет никакого внимания к нам?»
Простой пример. В 2011 году проходил чемпионат мира по ММА. Крупные соревнования, на них съехались представители 17 стран. Выступал Рашид Магомедов от клуба «Горец» (простой кайтагский парень, вы должны его помнить, мы брали у него интервью всего пару номеров назад. – Ред.). Победил. Его поздравил тогдашний руководитель Махачкалы Саид Амиров. На тот же чемпионат я повез за сборную России 10 человек. Из них трое завоевали золотые награды. Остальные стали серебряными и бронзовыми призерами. То есть все наши ребята поднялись на пьедестал почета. И самое печальное – в республике нас никто не отметил. То есть кого-то поздравляют, а про кого-то забывают, хотя результаты одинаковые.
Причем в России-то наши достижения отмечают. В прошлом году меня признали одним из лучших руководителей регионального отделения. А вот внутри республики на нас не всегда обращают внимание. Я-то готов работать в таких условиях, но за спортсменов обидно.
— Что ожидать от вашей Федерации в ближайшем будущем?
— В наших ближайших планах: вывести бойца в UFC. У нас есть все возможности для того, чтобы выставить человека в этой организации. Президентом нашей международной Федерации является Дэн Северн, почетный член зала славы UFC и близкий друг Даны Уайта (президент UFC. – Ред.). Так что с этим никаких проблем не возникнет. Как только наш боец будет готов, мы подпишем контракт с UFC.
— Вы один из первых заговорили о том, что тренера должны воспитывать своих учеников не только как спортсменов, но и как личностей, следить за их духовно-нравственным развитием. Как пришла такая идея?
— Я считаю, что боец должен проявлять себя не только как спортсмен, но и как хороший, воспитанный человек. Меня раздражает, когда спортсмены ведут себя неадекватно. Вот, например, случится какой-нибудь инцидент на соревнованиях, ну, допустим, наш боец не согласен с судейским решением… он не должен идти и оспаривать его без старших, без тренера или представителя федерации. Он не должен на повышенных тонах разговаривать с организаторами турнира. Его задача — выйти и выступить. А отстаивать его интересы, если возникли какие-то проблемы, уже должны мы – тренерский штаб, представители федераций. Нужно добиваться, чтобы наши спортсмены вели себя дисциплинированно.
Мы неоднократно поднимали вопрос духовно-нравственного воспитания. Чтобы наши ребята всегда порядочно вели себя и на соревнованиях, и на улице. Мне приятно, когда я вижу таких бойцов, как Хабиб Нурмагомедов, Рашид Магомедов или Рустам Хабилов. Сильные спортсмены и порядочные люди. За ними не наблюдалось скандалов.
Почему именно эти спортсмены добились таких результатов? Они сильные личности. А сильные личности не бывают хамами, они всегда дисциплинированны. Прежде чем стать хорошим спортсменом, нужно стать хорошим человеком. Нужно быть терпеливым. А хамство, вызывающее поведение – все это от недостатка интеллекта и правильного воспитания.
— Какие турниры планируете провести в ближайшее время?
— Мы вместе с Федерацией грэпплинга и Федерацией панкратиона хотим провести фестиваль боевых искусств Дагестана. Думаем сделать его открытым. Хотели провести его к 9-му мая, но в Дагестане в эти дни будет проходить чемпионат России по борьбе, поэтому мы перенесли наше мероприятие. На этом турнире будут представлены все разделы боевых искусств. Любой спортсмен может прийти, выбрать любой раздел и выступить.
Хотелось бы пригласить команды со стороны, чтобы турнир получился зрелищнее. Я знаю, они откликнутся с большим удовольствием. Вопрос – найдем ли мы деньги для того, чтобы принять их и разместить? Понятное дело, если уж мы кого-то приглашаем, то все затраты на их пребывание в Махачкале мы должны взять на себя.
В любом случае фестиваль должен получиться интересным.
Руслан БАКИДОВ