Как большие данные могут повысить туристическую привлекательность региона
Куда ездят, какой вид транспорта предпочитают и где останавливаются – такими данными о своих клиентах владеют операторы мобильных сетей. О технологиях сбора обезличенных данных — кому и для чего это может быть нужно, в рамках медиаклуба #Всети в Сочи, который организовал «Ростелеком-Юг», рассказала Татьяна Сазонова, руководитель направления геоаналитики Big Data Tele2.
«У операторов сотовой связи есть уникальная возможность анализировать геопозицию клиентов. Базовая станция с определенной периодичностью «стучится» в ваш телефон и понимает, где вы и в каком состоянии находитесь – в покое или в движении. Сотовая компания собирает информацию о нагрузке на сеть и обрабатывает ее. Таким образом мы видим абонентов 24 часа в сутки 7 дней в неделю», – начала свой спич Сазонова.
Данные собирают и агрегируют в обезличенном виде, и по закону они могут быть переданы только в особых случаях, например, по официальному запросу представителей силовых ведомств. Полученная информация позволяет отследить маршрут и проанализировать действия.
«К примеру, несколько человек выехали из Москвы в Краснодар на машине. Мы можем понять, по какой дороге они ехали – платной или бесплатной, сколько проехали до очередной заправки, в каком населенном пункте пополнили запас топлива. Если же они передвигались не на автомобиле, а на самолете или поезде, в нашей аналитике обязательно отразится и этот пункт», – пояснила Татьяна Сазонова.
Что дает такая аналитика и кому она может быть полезна?
«Основные наши заказчики – госструктуры. Чаще всего это министерства туризма», – говорит спикер.
С помощью анализа данных специалисты могут составить портрет туриста: узнать его пол и возраст, регион проживания, интересы и даже наличие детей. Также аналитики могут понять, с какой целью турист приехал, каким видом транспорта пользовался, сколько времени провел в поездке, где остановился и какие локации посещал.
Эта информация позволяет выявить сильные и слабые стороны в туристической отрасли региона, обратить на них внимание и заняться решением проблем, если они есть. Например, развивать инфраструктуру в популярных у туристов локациях.
Аналитика больших данных применяется и в других сферах. Например, с ее помощью можно оценить загруженность социальной инфраструктуры и оптимизировать расписание приема граждан в учреждении.
Сбором информации занимаются не только операторы мобильной связи. Отслеживать поведение своих клиентов могут и банковские службы. Финансовые организации анализируют транзакции со счетов пользователей, например при онлайн-покупках, и формируют портрет клиента. Это позволяет составлять персонализированные предложения по продуктам и формировать программы лояльности.
Как быть, если вы хотите ограничить поток информации о вас, который поступает сотовому оператору или банку? Возвращение к бумажным деньгам и отключение геолокации в телефоне не поможет и даже может привести к некорректной работе некоторых приложений, например, для заказа такси. Но выход есть, говорят специалисты: просто не пользоваться смартфоном. Правда, в век глобальной цифровизации вряд ли кто-то добровольно согласится на это. Переживать за нарушение закона «О персональных данных» тоже не стоит — вся информация, которую используют компании, полностью обезличена.
Анастасия Расулова