Сагитав Сагитов вернулся из Кремниевой долины
Помните, мы в июне писали о том, что американские специалисты, продающие свои стартапы за миллиарды, приехали в Дагестан выбрать лучшего резидента бизнес-инкубатора фонда «ПЕРИ», который будет стажироваться в знаменитой Кремниевой долине (США, Сан-Франциско)? Тогда из шести подопечных фонда, представивших им свои IT-проекты, победителем стал 14-летний Сагитав Сагитов, разработавший компьютерную игру. Так вот, он уже постажировался там месяц, вернулся и рассказал журналистам в пресс-центре «МД», что да как прошло.
«Когда туда ехали, мы знали только адрес Beyond Games, а по прибытии мне показали рабочее место и подключили к Messenger. Сначала давали легкие задания, а потом уже более сложные. Я делал какую-то работу и получал обратную связь. Кстати, они практически не говорят между собой, а переписываются через корпоративный Messenger, даже если сидят за соседними столиками. А офис у них не типа open space, а небольшое здание с тремя стеклянными перегородками, где есть кухня, зона отдыха с диваном, приставкой и куча ненужного хлама: меч из «Звездных войн», картонный танк, беговая дорожка, где можно работать на ходу», — рассказывает юноша.
Проект-победитель конкурса технологических проектов «Peri Innovation Challenge» в Дербенте — это игра Cero, разработанная Сагитавом на одном из хакатонов бизнес-инкубатора. Сам разработчик не придает ей особого значения и считает лишь началом пути ко «взрослому» программированию. «Это просто начало учебы. Как бы показательный пример для молодежи, что если будешь трудиться, то можно чего-то добиться», — считает и отец мальчика Магомед Сагитов.
На самом деле это была пресс-конференция с вопросами журналистов, как полагается, но писать в таком формате скучно, и поэтому держите самые интересные выжимки из речи юного дарования.
Главное – relax
Мой проект – игра, единственная цель которой развлекать людей. Это не приложение, имеющее определенную функциональность. Основной ее плюс в том, что у нее уникальный визуальный стиль. То есть, обычно в играх каждый элемент (персонаж, оружие, ландшафт) рисуется, а в больших играх есть целая команда художников, которая над этим работает. А особенность Cero — там уникальный визуальный стиль, создаваемый самим компьютером. Это позволило избавиться от услуг художников.
По словам руководителя акселерационных программ «ПЕРИ» Раисат Демилаевой, сегодня рынок игр сильно развивается и разработка игры детьми – это возможность увлечь молодых специалистов в область IT-разработок.
Среди моих ровесников, — рассказывает Сагитав, — по крайней мере, пару лет назад, многие хотели сделать свои игры, и через это можно привести их к программированию. Если же сразу браться за какие-то серьезные проекты, будет скучно, и большинство их бросит, как мои одноклассники.
Per aspera ad astra
Я шел к этому вслепую. До определенного момента для меня, как и для большинства ровесников, программы были чем-то, что снисходит с небес и их нельзя создавать самим. Мне совершенно случайно попалась книжка с руководством по программированию, и только благодаря ей я узнал, что этим можно заниматься самому. Но потом начал уже серьезно учить языки. Ну, то есть, я никогда не задумывался о том, что будет дальше. Просто занимался тем, что мне нравится, просто работал.
Я никогда не сомневался в том, что программирование — это интересно. Особенность программистов в том, что у них хобби и работа совпадают. То есть, подавляющее большинство программистов в свободное от работы время занимается программированием. У меня не было моментов нелюбви к тому, чем я занимаюсь, и желания бросить всё. Были моменты пустоты, когда я не знал, чем заняться. Мне казалось, что я всё изучил и сделать, вроде бы, ничего не могу. Было странное ощущение.
Школа – это главное, но не самое…
Сейчас я перешел в 10 класс, последние полгода учусь в Гамзатовской гимназии. В программировании я самоучка, но сейчас начинаю проходить курс по Андроид-разработке в Интернете, который выиграл на одном из хакатонов «ПЕРИ-Инноваций».
Вообще, мне кажется, что информатика в школах так себе. Но конкретно в моей школе учительница хорошая и программа неплохая. В государственных школах большинство учителей информатики может максимум создать новый документ в Word.
Мне кажется, что если на уроках информатики в школе ученик не понимает, что программу можно создать самостоятельно, то пользы от учебы не будет.
Даже если у школьника есть предрасположенность к программированию, то большинство будет этим заниматься дома, потому что информатика не дает представления о том, что такое программирование. Каждый сможет, если он хочет, найти для себя место, где может научиться чему-то. Самое важное — подтолкнуть детей, показать, что они могут это сделать. «ПЕРИ» дает именно этот толчок: «Вот, есть дорога. Учитесь…»
Игра — не главное
В Америке я научился работать в команде, понял, как вся эта система устроена. Хоть и маленький, но вклад в их игру я внес. Не могу рассказать все подробности, потому что там действует соглашение о неразглашении, но я работал над генерацией карты. Эта компания состояла из 16 человек, и они работали с миллионерами. То есть, я понял, что не нужно иметь огромную корпорацию, чтобы что-то из себя представлять.
Игра — это не главное, и, к сожалению, я не смог донести эту мысль раньше. Было немножко некомфортно и ощущение, что кто-то взял описание игры из ее трейлера с YouTube, который был на английском, перевел его в Google-переводчике, где получилось так себе, и опубликовал у себя. Остальные просто взяли и скопировали. Я, конечно, не могу никого винить, потому что это технические подробности и это ни на что не повлияло.
Отцовская гордость
Отец, Магомед Сагитов, рассказывает, что вначале с его стороны на увлечение сына был негатив, но позже он всё же сделал выбор в пользу интересов ребенка:
— В 5 — 6 классе я купил ему телефон, и он начал играть. Я сделал ему замечание, но он не понял, и я по-горски «воспитал» его. Опять заметил и снова «воспитал», сказал: «Хочешь играть? Делай свою и играй!» Вот тогда у него появилась какая-то простая игра, и он увлекся самим процессом, полностью перестал играть. Потом, естественно, с учебой стал «хурмить», и у нас началось противостояние «отцов и детей».
Когда он выиграл на хакатоне, мы идем домой, и он говорит: «Папа, если ты хочешь золотую медаль, то она будет у тебя. Но если ты хочешь, чтобы я стал хорошим программистом, надеюсь, ты оставишь вопрос с учебой». Я подумал, что пусть он лучше идет по своей специальности.
С планами на будущее юноша еще не определился, но считает, что лучше жить в Дагестане, но работать за рубежом, то есть дистанционно. Пока же он благодарен благотворительному фонду Зиявудина Магомедова «ПЕРИ» за предоставленную возможность и бесценный опыт.
Жансурат Курбанова