И есть ли смысл переходить на метан
Лето заканчивается, а эпопея, спровоцированная ростом цен на сжиженные углевородные газы (СУГ), – нет. На этот раз АЗС Дагестана «обрадовали» автовладельцев не высоким ценником на газ, а его отсутствием. Местные телеграм-каналы пестрят фотографиями объявлений с заправок, что газа нет. Впрочем, на некоторых из них – уже и 92-го бензина тоже.
«Молодежка» выяснила причины дефицита топлива и узнала, есть ли у дагестанских автолюбителей альтернатива.
«Случилось то, о чем мы предупреждали. Мы говорили, что не за горами дефицит бензина. На 30-40% АЗС перестали заправлять газом. Люди перешли на 92-й бензин, что вызвало его дефицит. При этом дефицита бензина на биржах нет, – рассказал «Молодежке» президент Ассоциации автовладельцев автозаправочных станций Магомед Абакаров. – Произошла нештатная ситуация. Владельцы автозаправочных станций не были подготовлены к такому повороту. Они были ориентированы на то, чтобы сбалансировать продажу газа и бензина, а сейчас им надо увеличить заказ 92-го бензина, но, чтобы его купить и привезти, необходимо около 3-4 недель».
Что касается газа, то его, по словам Магомеда Абакарова, на многих заправках уже нет, так как после резкого роста цены владельцы АЗС попросту перестали его покупать.
«Когда он был слишком дорогой – 60 рублей на бирже – он обходился автозаправщикам примерно в 35 рублей за литр. Плюс добавочная стоимость 4 рубля – выходило около 40 рублей. Учитывая, что при цене 37 рублей многие наши автовладельцы газом уже просто не заправлялись, владельцы автозаправочных станций перестали его покупать – дорогой газ нерентабелен», – объясняет президент Ассоциации владельцев АЗС.
По его мнению, ситуация может стабилизироваться к октябрю, когда заработают заводы по производству сжиженных углеводородных газов, находящиеся сейчас на ремонте.
«На прошлой неделе цена на газ на биржах падала. 30 августа газ на бирже также начал падать в цене. Цена снизилась на 7% в сравнении с прошлой неделей. На бензин цены колеблются: то вверх, то вниз», – пояснил собеседник «Молодежки».
Метан не альтернатива
Перед дагестанскими автолюбителями, лишенными альтернативы, встает логичный вопрос: чем заправляться? Высокая турбулентность на рынке СУГов и бензина вполне могла бы побудить местных автовладельцев начать заправляться более дешевым топливом. К примеру, перейти на метан. Но, как выяснилось, не всё так просто.
После резкого скачка цен на СУГи услуги установки газобаллонного оборудования на местных станциях оказались невостребованными – спрос на установку ГБО резко упал, рассказал в разговоре с корреспондентом «Молодежки» представитель одного из центров по оформлению и установке ГБО в Каспийске.
«Спрос на установку у нас снизился. И даже можно сказать, что на грани исчезновения. Наша работа напрямую зависит от цены на топливо, поэтому, конечно, мы все же надеемся, что цена на СУГи упадет», – говорит представитель центра.
При этом он отмечает, что дефицит 92-го бензина и отсутствие сжиженных газов на местных автозаправках пока не повлияло на желание клиентов переходить на более дешевый метан. И причин тут несколько.
«Во-первых, он более опасный. К примеру, если давление внутри баллона у пропана 12 атмосфер, то у метана – 200.
Во-вторых, габариты. Баллон с метаном большой, тяжелый и занимает много места. Это минус. Возьмем, к примеру «Приору». Если на обычном, стандартном баллоне пропана она проезжает около 400 км, то на метане при больших габаритах и весе баллона – 200 км, то есть в два раза меньше.
В-третьих, неудобство. Если брать Каспийск, то на весь город там находится только одна станция, где можно заправиться метаном. И то иногда, если попасть туда в вечернее время, бывает очередь. И бывает, что там по 3-4 дня газа нет.
В Махачкале таких заправок четыре – это те, что я знаю. Но опять же нужно учитывать, что из-за опасности метана эти заправки располагаются за городом.
Допустим, если у человека закончился метан в баке, он должен закончить все свои дела и выезжать за город, чтобы заправиться, либо, пока появится время, поездить на бензине», – рассказал представитель центра по установке ГБО.
Добавим, что цена страхового полиса автомобиля от установки ГБО и вида топлива, на котором он ездит, не зависит, даже если речь о рискованном метане.
Бэла Боярова
Читайте также Вот такие СУГи. Почему на автозаправках взлетели цены на газ