Дагестанский учитель года — о современных школьниках и правильном подходе к чтению
Как научить детей любить читать книги и нужно ли вообще это делать настойчиво и непреклонно? О литературе и не только «Молодежка» поговорила с учителем года – заместителем директора по учебно-воспитательной работе, преподавателем русского языка и литературы Олесей Петровой из каспийского многопрофильного лицея №14.
– Как вы решились на участие в конкурсе?
– У нас новая школа, мы открылись в сентябре, педагоги новые. На момент участия в городском этапе конкурса, это был декабрь 2021 года, друг с другом мы еще сильно не познакомились. Не понимали, кого можно представить – у нас есть много хороших учителей, но некоторые застенчивые. Директор предложила поучаствовать мне. Я согласилась: я завуч, покажу пример, почему нет?
Городской этап на одном дыхании прошел. Было интересно и легко. Республиканский был уже сложным. Изначально участвовало 554 человека из всех городов и районов. Потом несколько этапов, и в финал вышли пять человек. Конкуренты были достойные. Те, кто со мной в пятерку попал, – прям молодцы. Они мне потом сказали, что им не обидно было проиграть мне. И если бы получилось так, что я не заняла первое место, мне бы не было обидно тоже – рядом со мной были сильные участники.
– В каких классах вы преподаете?
– Сейчас я преподаю в пятом и шестом классах. У меня ребенок в шестом, и он такой индикатор моей образовательной деятельности. Если он не понял – я получаю четкий сигнал, что и остальные, скорее всего, не поняли. Эта система работает.
– Как научить ребенка любить читать? Нужно ли это вообще делать?
– Нельзя всех под одну гребенку, чтобы все любили читать. Такого не будет. И это нормально, и это правильно. Может, у ребенка математический склад ума, больше развита логика, и некоторые технические вещи ему будут гораздо больше интересны, чем чтение. Я не считаю, что надо заставлять ребенка любить книги. Мое большое убеждение – надо научить читать ребенка осмысленно. Чтобы он читал и понимал, о чем он читает. Пусть это будут короткие тексты, один небольшой рассказ, но чтобы это было осмысленное чтение.
– Ваш сын читает? Как вы ему привили любовь к чтению?
– Книги надо подбирать соответствующие интересам ребенка, подкинуть ее. Когда это делать? Мне кажется, возраст тут не имеет значения. Когда ребенок научился читать и делать это осмысленно, – об этом уже можно говорить в классе третьем-четвертом, – когда уже точно понимает идеи, интерпретирует их, тогда уже можно начинать подкидывать литературу, которая попадает в сферу его интересов.
Помню по своему ребенку. Когда я в четвертом классе дала ему Джека Лондона «Любовь к жизни», его это настолько вдохновило, так понравилось! А можно дать какую-то книгу, которая не зайдет. И, конечно, читающая семья – читающие дети. Если в семье нет такой привычки и ребенок это видит, то для него чтение не норма. У меня муж нечитающий абсолютно человек, он у меня военный. И мне, конечно, в этом плане было сложно, он говорил: зачем эти книги твои, зачем ты их читаешь? Но я объясняю ему, что, читая литературу, ты начинаешь понимать чувства другого человека. И это важно. Самое главное – научиться понимать боль или счастье другого человека – это очень достойное такое качество. Один раз я дала мужу книгу «Чертово колесо», она про 90-е, современная книга. И я попала в его интересы. Здесь главное — понять, кто и чего хочет.
– В школьной программе по литературе немало произведений, которые задают читать студентам филологических факультетов…
– Литература у нас больше, конечно, представлена классикой. Есть произведения, которые адекватны возрасту и хорошо в него вписываются, и детям они понятны, легки и просты. В шестом классе дети изучают «Уроки французского языка». С удовольствием читают, понимают, им это близко. Но в то же время могу привести пример, когда в девятом классе изучают «Евгения Онегина» или в десятом – «Преступление и наказание» Достоевского.
– Ребенок в состоянии понять эти произведения в таком возрасте?
– Я думаю, все-таки нет. Ребенок просто знакомится с классикой, получает общий культурный компонент, а те глубинные мысли, которые там заложены, познать невозможно. Когда мне многие дети говорят: «Я люблю «Мастера и Маргариту»», я все-таки думаю, они любят больше фэнтези, какой-то антураж, внешний ход событий. Но они же никогда не вникали в тот Ветхий Завет, который там представлен, в эту глобальную идею.
Да, останавливаешься, где-то какие-то моменты из произведения вытаскиваешь, анализируешь. Но до конца детям понять их сложно.
Школьная программа нуждается в переработке. Но, с другой стороны, классика нужна. Я тоже много современной литературы читала, есть у меня авторы любимые, Довлатов например. Но предпочтение я всегда классике отдам, зарубежной, русской.
– Педагог всегда может понять – ребенок прочел всю книжку или в кратком изложении?
– Конечно. Есть дети, от которых я даже не требую прочтения полного произведения. Дети разные, и это тоже надо понимать. Для кого-то классно прочесть все произведение и понять его смысл. А для кого-то достаточно прочесть в кратком изложении и так же понять смысл и уловить идеи.
– Вы работаете учителем уже десять лет. Меняются ли дети? Больше или меньше стали читать?
– Я, наверное, строгий педагог, но у меня дети читают. Я разницы в этом плане не заметила. Но современные дети более любознательны, я четко это замечаю. Они готовы узнавать новое. Десять лет назад у меня были 8–9 классы. Мне кажется, они по уровню знаний даже были другие. Может, я их как-то по-другому воспринимала. Но то, что сейчас дети более хваткие и готовы цеплять информацию, – это точно. Если им дать неплохую наживку, они от тебя будут хотеть получить больше информации.
– С чем это может быть связано?
– Это даже не столько стремление к знаниям, сколько стремление поглощать новую информацию. Наверное, это век информационных технологий, когда большой-большой поток и надо научиться в нем ориентироваться. И, может быть, они на уровне интуиции начинают выбирать то, что им необходимо еще с детства.
Говорят, что вот в Советском Союзе были классные дети. У нас тоже классные дети! Просто они немножко другие. И это хорошо, что они такие. Раньше ребенку надо было сесть прочитать параграф, пересказать его, ответить на пару вопросов — и этого было достаточно. Сейчас ребенок решает совсем другие задачи, они все связаны с жизнью, ориентированы на практику.
– До приезда в Дагестан вы жили и преподавали в Красноярском крае. Дагестанские дети чем-то отличаются как ученики?
– Дети везде одинаковые, готовы получать знания. Если сравнивать дагестанских детей с детьми из Красноярского края, познавательный интерес тут немного выше, получше будет с усидчивостью. Они готовы долго сидеть. Если дети из Красноярского края привыкли, что перед ними надо плясать, их надо чем-то удивлять, то здесь ребята в этом плане неизбалованные. Могут целый урок сидеть, записывать. Более исполнительные.
Анастасия Расулова
Читайте также Почему важно обращать внимание на языковые ошибки…