Финалисты крупного музыкального конкурса – о себе и музыке
Дагестанская рок-группа «Иное-иное» стала лауреатом Всероссийского конкурса современной этнической музыки «ЭтноLife – звук Евразии». В начале августа музыканты отправились в Москву, где приняли участие в 12-дневной сессии из обучающих лекций и культурной программы. В интервью «Молодежке» участники группы рассказали, как проходил конкурс, почему так важно вернуть в музыку тайну и есть ли будущее у рока в Дагестане.
Состав группы:
Ислам Ибрагимов – вокал/гитара
Гусейн Ибрагимов – бас-гитара
Арслан Алахверенов – ударные
Гамид Исмаилов – перкуссия, бэк-вокал
Ашот Айвазов – аккордеон
«С корабля на бал так резко не попадают»
– Как узнали о конкурсе и почему решили принять в нем участие?
Ислам: Наш друг музыкант Ежевика Спиркина через общих знакомых предложила нам принять участие в этом конкурсе.
Гусейн: А мы масштаба не поняли и предложение проигнорировали.
Ислам: И Ежевика Спиркина приехала в Дагестан. Не ради нас, конечно, по каким-то своим делам, но про нас тоже не забыла. Зашла и подробно рассказала о конкурсе. Вот тогда-то мы и поняли: затевается что-то масштабное. Сто один участник со всей России! И что в нас разожгло особый азарт – лауреатам конкурса обещали сделать качественную студийную запись. Сами понимаете, в Дагестане этого добиться сложно. Мы оформили заявку, отправили наши песни и стали ждать ответа.
– Долго думали, что отправлять?
Гусейн: Записей у нас немного, и мы выбрали то, что подходило по требованиям конкурса. Нужен был музыкальный материал с этническим и в то же время современным звучанием. Одна из песен вообще довольно старая. Не исключаю, что появилась на свет раньше меня (смеется).
Ислам: Речь о композиции «В горном лесу». Для меня эта песня в какой-то степени фундаментальная. С нее началась моя карьера вокалиста, скажем так. До этого я только сочинял музыку и играл на гитаре. Любопытно, что именно ее выбрали члены жюри. Кстати, в жюри сидели очень серьезные люди, среди них профессора Гнесинки. Россия была условно поделена на несколько округов. Тюркская группа, финно-угорская, русская, кавказская и так далее. От Кавказа прошла наша группа. А всего лауреатами стали семь групп.
Даже когда узнал, что мы прошли, я до конца не верил в случившееся. Предупреждал ребят из группы: пока нам билеты не купят, никому об этом не говорим. Билеты нам купили, в аэропорту встретили, в хорошей гостинице разместили. Мы подумали: «Вот сейчас пойдем гулять по Москве!» Кажется, я еще никогда в жизни так не ошибался.
Гусейн: Уже через 30 минут позвали на репетицию. Обычно с корабля на бал так резко не попадают (смеется).
Ислам: Очень плотный график был. Все расписано буквально по секундам. Мы обучались у лучших специалистов, нам читали лекции по медиапродвижению, авторскому праву, саундпродюсированию. В Общественной палате с нами встретилась руководитель проекта Маргарита Лянге (председатель Гильдии межэтнической журналистики). Рассказала о целях всего мероприятия. Вот англосаксонский музыкальный рынок просто огромный, и все мы очень его любим, на нем выросли, но это не дело, что у нас не особо популярны группы с собственным музыкальным этническим почерком. И главная цель проекта – популяризировать такие группы. Сделать их звездами.
– Чувствуете, что вас сделали звездами?
Ислам: С нами еще продолжат работать. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны. Мы сыграли концерты в Казани, Йошкар-Оле, Москве. В ноябре снова сыграем еще один концерт в столице. На концерте в Москве мы устроили совместную коллаборацию со столичной группой «Дара-Яра» и «СайлыкО» из Тывы.
– Чей материал исполняли в коллаборации?
Ислам: Наш. Мы очень быстро нашли общий музыкальный язык. С группой «Дара-Яра» это произошло еще в поезде, когда мы ехали в Йошкар-Олу. Они начали играть – мы подхватили. Через минут пять в нашем вагоне весь поезд собрался.
«Сказать, что мы только этногруппа, не могу»
– Еще несколько месяцев назад была некая неопределенность с составом группы, когда по разным причинам ее покинули несколько человек. Сейчас состав определился?
Ислам: Каждый раз думаешь и надеешься, что состав определился (улыбается). Но потом кто-то неизбежно уходит, опять все меняется… Но ребята, которые в группе сейчас, – они почувствовали толчок благодаря этому конкурсу.
– Дайте короткую характеристику участникам группы.
Ислам: Про Гусейна мне сложно говорить, это ж мой сын…
Гусейн: Давай, пап, я сейчас – участник группы, а не сын.
Ислам: Давайте все-таки с Гамида начну. Он отвечает за внутренний климат в группе. Это всегда позитив, всегда поддержка.
Арслан – молодой перспективный барабанщик, всех удивил своей музыкальной харизмой в Москве, сразу предложения пошли: мол, если нам будет нужен барабанщик, можно тебя позвать? Он – наша энергия.
Ашот – уникум. Он со мной с самого начала, он в корневой системе группы.
Гусейн…
Гамид: Гусейн в себя всех влюбляет.Особенно девчонок. Лучезарный парень.
Гусейн: А еще я – мозг операции вообще-то (смеется).
Ислам: Кстати, да. В Москве за логистику именно он отвечал. Всегда знал, что и где мы должны делать. Боюсь, без него мы просто запутались бы.
– А теперь дайте характеристику основателю группы. Кто рискнет?
Гамид: Ислам – безусловный лидер и Скорпион по гороскопу (смеется). Он – наш пахан.
– Изменение состава влияет на стиль группы?
Ислам: Конечно. Мне интересно играть с людьми амбициозными, готовыми спорить, отстаивать свою позицию, предлагать: давайте не так сыграем, а по-другому. Не думаю, что в нашей группе задержался бы человек, который послушно исполняет все, что ему скажешь. Так что каждый музыкант свою внутреннюю энергетику вносит. Я думаю, нынешний состав нашей группы – самый бодрый из всех, какие были.
– Вообще, идея привнести этническое звучание в рок-музыку пришла сразу, как была создана группа «Иное-иное»?
Ислам: Не сразу. Это при том, что первые шаги были сделаны, когда я еще играл в другой группе — Fatima’s Band. У нас была песня «My friend Ибра». Она цепляла своей архетипичностью. Сейчас люди понимают, что необходим этот стык мирового искусства и классического дагестанского консерватизма. В те времена для меня это была очень революционная идея. Я начал копаться в этом. Сделали еще одну песню – «Пластилиновая девочка».
Постепенно я увлекался этим все сильнее и сильнее, основал с друзьями группу «Иное-иное», и в определенный момент этническое звучание стало одной из наших фишек. И это выглядело чем-то новым. И так и задумывалось. Назваться «Иное-иное» и играть очевидное-очевидное – как-то неправильно.
Сказать, что мы только этногруппа, не могу: у нас есть много материала абсолютно западного характера, он драйвовый, бешеный. Но одни из моих любимейших композиций – это песни, про которые я говорю «музыка с акцентом». Это журналисты дали нам эту погремуху – мол, мы — дагестанский рок, лакский рок, а я говорю – музыка с акцентом.
Я вообще так скажу: группа «Иное-иное» пропагандирует западный энергетический драйв и слово русского рока. Мелодия – это королева. А смысл – король. При этом мелодия – это то, что человек не может придумать. Ты можешь прийти в Сад Гесперид и сорвать это яблоко. Мелодия существует изначально, со времен сотворения мира. Музыкант, если ему повезет, может мелодию поймать и переоткрыть ее.
«Нужно вернуть тайну в музыку»
– Ислам, в одном из интервью вы говорили, что музыка вашей группы должна вызывать у людей желание танцевать. А кто в вашей группе лучший танцор?
Хором: Ислам!
Ислам: Не могу сказать, что я прям хороший танцор. Могу сказать, что я считаю танцем. Это когда музыка сама тебя позвала, когда в твоем желании потанцевать есть что-то иррациональное.
Гамид: Когда не можешь не двигаться – вот он настоящий танец.
– Когда исполняешь музыку стоя, например, играя на гитаре, подвигаться еще как-то можно. Барабанщику с этим, наверное, сложнее?
Арслан: Не скажите. У меня, знаете, какая башкотряска во время выступления начинается! (Улыбается.) Целый танец головы. Иногда – челюсти.
Ислам: Сами представьте работу барабанщика: правая рука выполняет свой функционал, левая – свой, то же — с ногами.
Арслан: Это уже как танец.
Ислам: Каждая часть тела автономно двигается. Но при этом все эти движения – единое целое. А что их связывает? Любовь к музыке.
– В чем предназначение музыки?
Ислам: Давайте я чуть-чуть упрощу себе задачу и скажу, в чем предназначение музыканта. Посмотрите, что стало с современной музыкой? Она превратилась в фон. Самое худшее состояние для явления, которое громко именуется музыкой, – это превратиться в фон. Человек кушает – на фоне что-то там играет. В машине едет – на фоне кто-то поет. Ни в том, ни в другом случае человек не придает значения музыке. А играть надо так, чтобы человек оторвался от еды. Чтобы испытал катарсис. Нужно вернуть тайну в музыку. Вернуть сакральность. Вот задача музыканта. Ведь музыка – это путь к Богу. Что должна делать настоящая музыка с человеком? Человек должен забыть, кто он такой, а потом вернуться и осознать: «Ух ты, я ж вернулся богатым».
– С вами такое когда в последний раз происходило?
Ислам: Я в последнее время редко слушаю музыку. Хватает того, что играем.
– Кому заходит ваша музыка?
Ислам: Нет определенной аудитории. Мы играем каждую пятницу в баре «Нирвана», можете прийти посмотреть: нас слушает и молодежь, и старички – такие искушенные, битые волки. Наверное, это связано с тем, что мы никогда не стремились вызвать только какую-то одну конкретную эмоцию. Есть что-то веселое, есть что-то грустное. Что-то борзое, что-то лиричное. Группы, которые стремятся всегда либо развеселить аудиторию, либо, наоборот, вогнать в депрессию, ставят подножку собственному творчеству.
– И такой вопрос напоследок: у дагестанского рока есть будущее?
Ислам: Даже если у нас не получится, главное, чтобы мы эстафету передали другим. Как в свое время нам передали эстафету те, кто был до нас. Нужно, чтобы передавались музыкальные знания из поколения в поколение. И тогда будущее будет у всей дагестанской музыки, не только у рока.
Руслан Бакидов
Читайте также Хип-хоп жив! Но пока не отсвечивает
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»