Что придумали айтишники в «октагоне»
В минувшие выходные в Махачкале прошел региональный чемпионат по программированию для молодых IT-разработчиков «Цифровой октагон». Организатором выступило министерство цифрового развития Дагестана. Призовой фонд составил 600 тысяч рублей.
В течение 30 часов 170 участников в составе почти 50 команд занимались разработкой прототипа IT-продукта по заданным темам. Для работы ребятам предложили на выбор семь кейсов из таких областей, как медицина, культура и туризм, формирование комфортной городской среды.
После первого дня работы некоторые участники отсеялись и до финала дошли 38 команд. В зале коворкинг-центра «Точка кипения» к вечеру второго дня действительно было жарко и в прямом, и в переносном смыслах. Почти три часа команды презентовали свои работы жюри и соперникам. Уложиться в отведенное время не удалось, процесс сильно растянулся.
Молодые ребята и девушки рассказывали о том, какую задачу и почему они выбрали для работы и что им удалось сделать за отведенное время. Почти все они провели бессонную ночь за компьютерами – кто дома, а некоторые решили не тратить время на дорогу и оставались работать в коворкинге на ночь.
«Я вчера ночью спал на столе, потом мне стало неудобно», – делится впечатлениями парень лет 18 с другом.
«Неудобно перед кем?» – спрашивает напарник и хохочет.
Поначалу все участники внимательно слушали и смотрели (работа айтишников выводилась на большой экран) проекты соперников. Но позже ребята стали расходиться – кто за стаканчиком кофе, чтобы взбодриться, кто просто молча сидел на стуле, медленно хлопая уставшими глазами.
«Легенда или так себе?» – после презентации спросил своих напарников спикер одной из команд.
Морально помочь к некоторым участникам пришли родственники. Тех, кто стеснялся, поддерживали аплодисментами. Но были и те, кто на сцене чувствовал себя как рыба в воде. Например, команда из политеха – ДГТУ. Презентовать проект доверили высокому парню по имени Ислам. После первых же его слов гудение в зале прекратилось.
«Тишину я уже поймал, осталось поймать только победу. Поехали», – заявил он.
Команда под названием «Террамонт» презентовала телеграм-бот, который поможет улучшить коммуникацию между горожанами и властями, спроектировали специальную карту по приоритетности задач для органов власти.
«А теперь смотрите. Это среднестатистическая мужчинская яма посреди города на дороге, – объяснял Ислам Магомедов. – Скажем так, я, обычный пользователь, могу выложить в телеграм-боте описание этой проблемы и проследить там, как быстро она будет решена. Я фоткаю яму, захожу в бот. Дальше – введите описание. Я выбираю: «У меня умерла подвеска. С ней покончено, я не могу ехать». Дальше – отправьте фотку, укажите локацию. Есть! Откройте карту «Яндекса», тут фото ямы. Орган власти, у которого есть доступ к карте, уже видит проблему. Приоритетность проблем обозначается цветами – желтым и красным».
Другие участники представляли проекты мобильных приложений, нацеленных на улучшение работы скорой помощи. В предлагаемых решениях пациент самостоятельно может отследить, как быстро к нему приедет помощь.
Кто-то разрабатывал сайты, посвященные празднованию столетнего юбилея Расула Гамзатова. Цель – информировать население о жизни и творчестве поэта, о мероприятиях, которые будут приурочены к этой дате.
Всем тем, кто далек от мира айтишников, казалось, что в зале иногда переходят на иностранный язык. То и дело звучали непонятные для среднестатистического уха слова «фронтенд», «бэкенд», «менеджер-тестировщик» и более понятное «суетолог».
Команда под названием «Винкс» состоит из двух девушек и двух ребят. Но, кажется, теми самыми суетологами тут являются девушки. Одна из них, Патя, очень бойко презентовала проект, касающийся культуры. Невысокая девушка четко и быстро отвечала на вопросы жюри. А спрашивали они о том, какой функционал уже реализован, на каком языке кодили участники. И много других непонятных слов говорили.
Немало проектов было представлено по теме туризма. Какие-то из них приглянулись представителям министерства по туризму и народным художественным промыслам Дагестана.
«Проект электронных сувениров показался интересным, поскольку он в себе сочетает и полезный кейс того, как гостевые дома можно объединить в одной базе и не просто о них получить информацию, но и оплатить одновременно несколько размещений в одном приложении, – отметил Евгений Дубровин, консультант управления туристской деятельности и развития НХП минтуризма. – Непопулярные направления можно сделать популярными благодаря системе электронных сувениров, которые при всем при этом сделаны в стиле наших народных художественных промыслов. Этот проект я бы хотел презентовать своему руководству».
Многие из участников отмечали острую нехватку времени для создания рабочих прототипов будущих сайтов и приложений в рамках одного хакатона.
Амалия Рамазанова и Диана Абакарова участвуют в хакатоне не в первый раз.
«Задания были не то что сложные – интересные. Времени было очень мало, его хватило только на то, чтобы сделать «черновой черновик». На самом деле, наверное, главное не столько разработка, сколько показать свои умения, какую идею мы придумали», – предполагает Диана.
«Готовый продукт за один-два дня не создается ни в коем случае. У нас огромное количество задумок осталось недоработанными, но времени вообще не хватило. В самом конце появились проблемы. А вот за неделю, мне кажется, можно уже сделать хороший прототип приложения», – уверен Ислам Магомедов.
После того как все дошедшие до финала 38 команд рассказали о своих проектах, жюри удалилось на совещание. Через час, наконец, были названы победители и призеры в четырех номинациях.
Победителями стали следующие коллективы: «Дев инсайт» – в номинации «Практичность», «Бигдата» – в номинации «Юзабилити и дизайн», «Синтакс» – в номинации «Оригинальность подхода», и «256» – в номинации «Презентация». За первое место команды получили по 70 тысяч рублей, за второе – 50, за третье – по 30.
Команда, которая запомнилась многим благодаря яркой презентации телеграм-бота и «мущщинской ямой», отметилась аж в трех номинациях и, не заняв ни в одной из них первое место, заработала больше всех денег.
«Некоторые задачи были сложноватыми, но у ребят была возможность выбирать. Сложность была в том, что кейсы были слишком конкретными, очень большой перечень конкретных требований к ребятам, и это сокращало возможность творческого подхода. Обычно кейсы бывают чуть более открытыми, не так детально обозначают задачи. Понятное дело, что были и слабенькие проекты, но опять же хакатон рассчитан на очень большой спектр выполнения проектов. Были ребята 16-17 лет, у которых в решении было применение искусственного интеллекта. Уровень был разным, но было большое количество очень серьезных проектов», – поделился своими впечатлениями председатель жюри, куратор образовательного проекта Intense_IT Саид Амиров.
Анастасия Расулова
Читайте также «Девушке в Дагестане комфортнее работать с девушкой»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»