Эту красивую, мудрую, интеллигентную учительницу русского языка и литературы Светлану Филину из тринадцатой гимназии я знаю более десяти лет, и каждая встреча с ней для меня открытие нового, и не только в педагогике.
Слушать её – одно удовольствие. А побывать на её открытых уроках или вечерах, подготовленных вместе с её талантливыми актёрами – дорогого стоит. Светлана Иосифовна успешно руководит школьным театром «Синяя птица».
При упоминании о театре она выкладывает на стол свои архивные альбомы и трепетно, нежно начинает перебирать фотографии.
На них запечатлены лица тех, при воспоминании о которых у учительницы загораются глаза от счастья.
— Вот это фотографии моей бывшей ученицы Алисы Ганиевой, — гордо вскидывает голову Филина, — она всегда побеждала на различных литературных конкурсах, удивляла и радовала нас своими актёрскими талантами. После школы поступила в Литературный институт имени Горького, не забросила и театр: училась в актёрской школе-студии при МХАТе. Сегодня Алиса известный писатель, литературный критик.
Пока Филина делилась своими воспоминаниями, в моей памяти всплыл её урок, посвящённый писателю Константину Симонову, на котором мне посчастливилось побывать. За столом сидели… семь Симоновых, а остальные ученики на время стали журналистами. Состоялась пресс-конференция с Константинами Михайловичами.
«Журналисты» задавали вопросы «писателям», и по их ответам Светлана Иосифовна определила, кто из «Симоновых» самый что ни на есть «настоящий».
Это было необычно и оригинально. Книга и жизнь, жизнь и книга – вот полный разворот урока на уровне современного и своевременного. Проводить такие уроки, где не только воспитываются, но и перековываются характеры, — почти то же, что писать музыку, стихи и возводить памятники.
Филина старается, чтобы её уроки запоминались учащимся и оставляли в их душах добрый след.
Естественно, мне хотелось говорить с ней о словесности.
— Светлана Иосифовна, на Литературном собрании Президент Владимир Путин говорил о том, что русскому языку и литературе надо уделять больше внимания. А поэт Андрей Дементьев в одном из интервью выразился так: «Литература и культура должны давать прибыль духовную – в этом их назначение».
— Полностью с ними согласна. В одной из центральных газет было опубликовано: 60 процентов россиян не берут в руки даже газеты, не говоря уже о книгах. Это просто невозможно представить. Я лично уверена в своих учениках: они всегда будут читать, так как я им прививаю высокую мотивацию к учению, чтению. Прислушаться к душе ребёнка – литература учит этому. И театр. Лицедейство – великий вид искусства. Мир театра помогает человеку выразить себя, развивает речь и память, он — продолжение литературы, и он начинается с Антона Чехова – это всегда интересно.
Я в свою работу включаю три главных направления: эстетическое, военно-патриотическое и исследовательское.
— Ваши ученики отличаются интеллигентностью, как этого добиваетесь?
— Это зависит от взрослого – от учителя, воспитателя. Именно он задаёт тон отношений в классе, и если педагог считает, что все в его классе должны общаться уважительно, то дети это прекрасно чувствуют. И точно так же, к сожалению, если учитель и сам считает, что один из учеников «немного не такой», то он не будет препятствовать возникновению дразнилок и обзывательств. Одного и того же ребёнка могут все одноклассники любить в одной школе, а потом невзлюбить, если он перейдёт в новую школу.
Ещё Зигмунд Фрейд писал, что душевная жизнь взрослого определяется психическими травмами, полученными в детстве. Травмы эти возникают от столкновения потребностей ребёнка с навязанными обществом нормами. Нереально оградить молодёжь от переживаний, огорчений, обид, они просто необходимы для становления Личности, и всё же их надо оберегать от переживаний, несущих травматическую природу. И в этом всегда может помочь классическая литература. Помните: всем хорошим в себе я обязан книгам. Это сказал Горький.
А Яков Козловский утверждал:
Призывом стать и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют и славят, и чернят…
— Принято считать, что школьный учитель – это, прежде всего, воспитатель. Школы перегружены: работают в две смены, классы переполнены, где найти время для разговоров о нравственности?
— Учитель–словесник простыми средствами, разбирая произведения великих писателей, соединит учащегося с жизнью, сдружит человека с человеком, примирит человека с самим с собой, одним словом, нравственно устроит его в сегодняшнем прекрасном и сложном мире и даже поможет перестроить этот мир. Всё приложится к человеку, который образован душевно, эмоционально, творчески. Именно к этому призывают и великие педагоги.
Каждому из нас назначена своя миссия на земле, поэтому мы обязаны научить детей найти свой собственный путь, своё предназначение – это, конечно, созидание. Только созидание.
— Каким вы видите учителя будущего?
— В приоритете будут педагоги широкого профиля. Прекрасное знание предмета, владение основами психологии, умение сохранять выдержку в конфликтных ситуациях, владение иностранными языками, хотя бы для того, чтобы читать классическую литературу в подлинниках, — это лишь часть их навыков. Педагог будущего станет своеобразным универсальным работником в сфере образования.
Сопротивление прогрессу и техническим инновациям – бесполезно и сложно. А всё же жаль будущего учащегося, не знающего, как держать в руках книгу, а только умеющего щёлкать пальцами по клавиатуре или листающего страницы на телефоне с помощью лёгкого нажатия на экран.
Вера Львова