Вероятно, не все читатели и почитатели творчества М. Ю. Лермонтова ведают, какое значение придавал молодой литератор Востоку, исламской вере.
Лермонтов рано познал азы магометанства после знакомства с поэмой А. С. Пушкина «Кавказский пленник». Его с детства покорил Кавказ, открывший ему Восток. В одном из писем другу есть такие строки: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь необходим, как французский в Европе… Я многому научился у азиатов, и мне бы хотелось проникнуть в таинства азиатского миросозерцания, зачатки которого для нас малопонятны. Но, поверь мне, на Востоке такое откровение, предсказанное Пророком Мухаммадом, что после него будет три века движения и десять веков отступления, а затем нового движения (ХХI в.)».
Восточная песня М. Лермонтова «Измаил-Бей» — одна из самых ранних. Она написана в 1832 году, когда имамом Дагестана и Чечни стал Шамиль, воевавший с русскими. Измаил принял новую веру, но, не считаясь с нравами русских, он ушел назад. С радостью его встречает брат и вождь Ростамбек:
Велик Аллах и Магомет —
Сама могила
Покорна им! В стране чужой
Мой брат храним был их рукой –
Не узнаете ль Измаила?
Между врагами он возрос;
Но не признал он их святыни…
М. Лермонтов чудесным образом пересказал кавказскую сказку «Ашик-Кериб». По мнению известного лезгинского литературоведа Арбена Кардаша, тут угадывается выходец из Северного Азербайджана, ашуг-импровизатор Кериб — лезгин по национальности. Ибо ашуги были в Азербайджане и Южном Дагестане. А Лермонтов написал так, как услышал: вместо «ашуг» — «ашик».
Эта сказка — история о любви дочери богатого Тифлисского купца Магуль-Мегери и поэта Ашик-Кериба, которому «пророк не дал ничего, кроме высокого сердца и дара песен». Поэт поклялся, что за семь лет странствий он накопит средства на калым и сыграет свадьбу. В Халафе он пел во дворце правителя. И вроде бы забыл родителей и невесту Магуль. Она искала его всюду. За три дня до свадьбы ее отцу удалось отыскать Кериба. Когда от бешеной гонки издох скакун поэта, он воскликнул: «Аллах Всемогущий! Если ты уже мне не поможешь, то мне нечего на земле делать». Поэт хотел броситься со скалы, но увидел перед собой грозного всадника на белом коне. То был Харлиаз (св. Георгий), посланный Аллахом.
Ашик-Кериб очутился в день свадьбы Магуль дома, взял свой саз (а точнее чунгур) и запел на свадьбе песню: «Утренний намаз творил я в Арзиньянской долине, полуденный намаз в городе Арзруме, перед заходом солнца творил в городе Карсе, а вечерний намаз в Тифлисе. Аллах дал мне крылья, и я прилетел сюда: дай Бог, чтобы я стал жертвою белого коня, он скакал быстро, как плясун по канату, с горы в ущелье, из ущелья в гору. Маулем (Создатель) дал Ашику крылья, и он прилетел на свадьбу Магуль-Мегери».
Песня покорила всех. Жених же, также ждавший Магуль, сказал: «Что написано у человека на лбу при его рождении, того не миновать». В сказке так подробно изложены основные столпы ислама: единобожие, время и количество намазов, вера в пророков и ангелов, в судьбу. Вот еще что пишет М. Лермонтов о вечности Творца в его обращении к «Казбеку» (1841 год):
Спеша на север издалека,
Из теплых и чужих сторон
Принес я – странник –
свой поклон.
Но сердца тихого моленье
Да отнесут твои скалы
В надзвездный край,
в твое владенье,
К Престолу вечному Аллы.
На войне не бывает атеистов, на войне часто говорят о жизни и смерти, о том, что иным дано угадать смерть человека. Вот вам пример. Глава «Фаталист» (из «Героя нашего времени»). Лермонтов пишет: «Рассуждали о том, что мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах, находит и между нами, христианами, много поклонников». Поручик Вулич на пари выстрелил себе в лоб, пистолет дал осечку. Проигравший пари Печорин сказал Вуличу: «Отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть». Так и случилось: ночью Вулича разрубил саблей пьяный ротмистр.
В произведении «Демон. Восточная повесть» Лермонтов поведал о том, как для обольщения дочери Синодала Тамары Демон лишил жизни ее жениха за то, что давал лицемерные клятвы:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Здесь вера в Судный день, где правда восторжествует над позором преступленья.
Поистине, Восток дело тонкое.
Ибрагим Гасангусейнов